Международный уголовный суд впервые выдал ордер на арест действующего главы государства

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Гааге Софья Корниенко.



Марк Крутов: Беспрецедентное событие в мировой судебной практике произошло вчера в Гааге. Главный прокурор базирующегося здесь Международного уголовного суда Луис Морено Окампо обвинил президента Судана Омара Хассана Ахмада Аль Башира в преступлениях против человечности и геноциде. Это означает, что уже через несколько недель суд, впервые в истории, выдаст ордер на арест главы действующего государства.



Софья Корниенко: То, что случилось в понедельник, по праву можно назвать историческим событием. Международный суд в Гааге еще никогда не выдвигал обвинений против действующего главы государства в разгаре конфликта. Некоторые эксперты приводят пример бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора, однако ордер на его арест уже после завершения гражданской войны в Сьерра-Леоне запросил в 2003 году другой суд - Специальный суд по Сьерра-Леоне, чья штаб-квартира находится в городе Фритауне. С обвинениями против бывшего югославского лидера Слободана Милошевича также выступил специально созданный для суда над военными преступниками из бывшей Югославии Международный трибунал. Международный уголовный суд в Гааге не специализируется на каком-то одном конфликте. Эта молодая структура создана как постоянный орган международного права, в июле исполнилось 10 лет документу, определившему его юрисдикцию - Римскому статуту Международного уголовного суда. На сегодняшний день в юрисдикцию суда входят уже 106 государств по всему миру.


Первый процесс в Международном суде стартовал в конце июня этого года - над одним из бывших руководителей Республики Конго Томасом Лубангой, который обвиняется в организации детских военных отрядов. Однако основной головной болью главного прокурора суда остается Дарфур - суданская провинция, где продолжается геноцид мирного населения, а подозреваемые идеологи этого геноцида продолжают находиться у власти.


Говорит прокурор Международного суда Луис Морено-Окампо.



Луис Морено-Окампо : Такой ситуации, как сегодня, еще не было - ни в Руанде, ни на Балканах. Если судьи независимого Международного суда выдадут ордер на арест Аль Башира, в условиях продолжающегося геноцида, это станет настоящим вызовом для мирового сообщества. Нам предстоит сделать выбор, что мы будем делать, если чиновник у власти совершает преступления против человечности - стоять и бездействовать или, наконец, объединиться всем миром и прекратить геноцид?



Софья Корниенко : Свидетельства, собранные стороной обвинения, указывают на то, что Аль Башир разработал тактику и приступил к исполнению плана по уничтожению значительной части этнических групп Фур, Масалит и Загхава. Члены этих влиятельных на территории Дарфура этнических групп пытались воспрепятствовать маргинализации провинции и приняли участие в восстании. После того, как у президента Аль Башира не получилось подавить оппозиционно настроенные вооруженные образования, он направил свои действия против мирного населения Дарфура. «Им руководили политические мотивы. В свое оправдание он говорил, что борется с террористами. На самом деле, он запланировал геноцид», - заявил прокурор Морено-Окампо.



Луис Морено-Окампо : По моему мнению - по мнению главного прокурора Международного суда - то, что происходит в Дарфуре - это геноцид. Геноцид не только как свершившийся факт, но и как запланированная на будущее операция. Мы не должны ждать, пока погибнут все два с половиной миллиона ее потенциальных жертв. Мы не должны ждать, пока завтра изнасилуют еще двадцать девушек.



Софья Корниенко : Все эти годы Аль Башир отвергал обвинения в свой адрес, однако прокурор Морено-Окампо утверждает, что власть Аль Башира в Судане абсолютна. Согласно уликам, которые собрал Морено-Окампо, Аль Башир, вместо того, чтобы помочь населению Дарфура, мобилизовал весь свой аппарат, включая вооруженные силы, разведку, дипломатов, информационные ведомства и местные суды, с целью создать для 2 миллионов 450 тысяч проживающих в лагерях беженцев такие условия, которые неминуемо приведут к их физическому уничтожению. По некоторым данным, в ходе конфликта в Дарфуре погибло уже 300 тысяч человек, однако вряд ли об этом известно простым жителям столицы Судана Хартума. В воскресенье у правительственного здания в Хартуме собралось несколько сотен сторонников президента, который пришел к власти в результате военного переворота в 1989 году. В руках у демонстрантов были плакаты: «Окампо - участник заговора против суданского народа» и «Ты шутишь, Окампо».


На вопрос корреспондента нидерландского телевидения, не опасается ли Морено-Окампо в сложившейся ситуации за свою безопасность, прокурор ответил...



Луис Морено-Окампо : Никто и ничто не может заставить меня прекратить расследование.



Корреспондент нидерландского телевидения : В ваш адрес поступают угрозы?



Луис Морено-Окампо : В мой адрес могут сколько угодно поступать угрозы, но я буду просто продолжать делать своё дело. Шантажировать меня не удастся.



Корреспондент нидерландского телевидения : Ваша личная охрана усилена за последние дни?



Луис Морено-Окампо : Послушайте, это моя работа. Я буду работать дальше. Все говорят о геноциде: этого больше не должно повториться. Пришло время действовать.