Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт по вопросам безопасности Андрей Солдатов - о противостоянии Генпрокуратуры и СК РФ


Андрей Солдатов в студии Радио Свобода.
Андрей Солдатов в студии Радио Свобода.
Кремль отреагировал на обращение блогера Алексея Навального, который просил разобраться с делом о чешской недвижимости, бизнесе и виде на жительство в Чехии главы Следственного комитета России (СК ФР) Александра Бастрыкина.

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, документ направят для проверки в Генпрокуратуру. Сам Навальный этим недоволен – он полагает, что президент должен как минимум освободить главу СК от занимаемой должности и подключить Верховный суд.

Между Генпрокураторой РФ, возглавляемой Юрием Чайкой, и Следственным комитетом давно существуют противоречия. Воспользуется ли Генпрокуратура шансом, чтобы пошатнуть позиции Александра Бастрыкина? Об этом - главный редактор сайта "Агентура.ру" Андрей Солдатов:

- Конечно, конфликт между Генеральной прокуратурой и СК продолжается не первый год. Многие, как и Навальный. рассчитывали на то, что материалы о Бастрыкине могут послужить топливом для борьбы между двумя ведомствами. Но пока лично у меня нет никаких свидетельств о том, что Генеральная прокуратура пыталась каким-то образом поучаствовать в этом конфликте. Эта история совершенно не похожа на ситуацию конца 90-х – начала 2000 годов, когда в публичных скандалах вокруг руководителей спецслужб обязательно обнаруживался какой-то слив информации или компромата из конкурирующего ведомства. Информация, которой оперирует и Навальный, и до него Хинштейн, судя по всему, не нова. Пока не видно, чтобы Генеральная прокуратура каким-то образом проявила свою активность. Поэтому очень сложно понять, останется ли эта передача обращения в Генпрокуратуру просто формальным шагом или же она станет сигналом к активным действиям.

- В чем причины конфликта между этими ведомствами?

- Дело в том, что Следственный комитет, который, в общем, вырос из Генеральной прокуратуры, постепенно отбирает у нее все больше полномочий. Более того, функция надзора за следствием становится все более иллюзорной. Естественно, Генеральная прокуратура чувствует себя ущемленной, видя такое расширение полномочий Следственного комитета.

Кроме того, существуют планы расширения Следственного комитета: осенью у МВД могут быть отобраны некоторые функции для передачи в СК. Все это является угрозой для аппаратных возможностей Генеральной прокуратуры.

В какой-то степени можно говорить о личностном конфликте, но только в том ключе, что Бастрыкин является единственным из руководителей нынешних правоохранительных органов, который является одновременно и создателем руководимого им силового ведомства. Дело в том, что мы имели такие конфликты в середине 90-х как раз потому, что тогда друг с другом бодались руководители спецслужб, которые их сами и создавали. Они строили свои ведоства по собственным лекалам, а потом бились за полномочия друг с другом, считая, что у них - феодальная вотчина. Но этих людей уже всех вычистили, и сейчас во главе подобных служб сидят те, кто понимает, что лишь временно занимает соответствующую должность. Эти люди ведут себя более пассивно.

- Чем может закончиться для Александра Бастрыкина история с чешским бизнесом и его видом на жительство в Чехии?

- Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что до последнего времени Бастрыкин имел карт-бланш от Кремля. Было видно, что Бастрыкин чувствует себя достаточно уверенно. Он успешно выходил из всех этих передряг. Насколько я понимаю, тактика Навального заключалась в том, чтобы попытаться внести некоторый раскол, образовать дистанцию между позицией Кремля и позицией Бастрыкина. Передача обращения Навального в Генеральную прокуратуру говорит о том, что Кремль, в принципе, пошел по этому пути. Другое дело, насколько далеко Кремль готов идти: об оргвыводах, как принято говорить, рассуждать рано.
XS
SM
MD
LG