Ссылки для упрощенного доступа

Пикантное дело "Оборонсервиса"


Анатолий Сердюков в Пресненском суде Москвы
Анатолий Сердюков в Пресненском суде Москвы

Бывший глава Минобороны России Анатолий Сердюков в суде 15 января всячески хвалил обвиняемую Евгению Васильеву – исключительно как коллегу по работе

Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков 15 января на заседании суда по делу "Оборонсервиса" выступил в защиту своей бывшей подчиненной Евгении Васильевой. По его словам, главная фигурантка дела была принята на работу в министерство обороны исключительно благодаря своим профессиональным качествам. Бывшая глава департамента имущественных отношений минобороны Евгения Васильева обвиняется по 12 эпизодам преступной деятельности, связанной с продажей недвижимого имущества компаний "Оборонсервиса". Общий ущерб от ее действий, по данным следствия, превышает 3 миллиарда рублей. Сама Васильева вины не признает.​

Пикантность этой истории придает то обстоятельство, что бывшего военного министра и главную обвиняемую связывают, возможно, не только рабочие отношения. Ранее Васильева, которая не считает себя виновной в мошенничестве и хищениях, заявляла, что состояла в любовной связи с министром, а это уголовное дело было возбуждено против нее с целью давления на Сердюкова.

Евгения Васильева
Евгения Васильева

Бывшего министра обороны России в Пресненском суде Москвы ждали несколько месяцев. Допрос ключевого свидетеля в деле "Оборонсервиса", по разным причинам откладывался несколько раз. Бывший министр приехал в суд под охраной на мерседесе со спецсигналами и стремительно поднялся в зал судебных заседаний, игнорируя вопросы толпившихся у входа журналистов. Прессу, кстати, на заседание так и не пустили – за происходящим журналисты наблюдали посредством специально организованной видеотрансляции, качество которой оставляло желать лучшего: временами речь свидетеля было совершенно невозможно разобрать.

Бывший министр обороны выглядел спокойным и уверенным. Он рассказал о том, что познакомился с Евгенией Васильевой, ныне основной фигуранткой дела "Оборонсервиса", в 2009 году на ведомственном совещании. Она выступала с докладом, который, по словам Сердюкова, очень ему понравился. Военное ведомство реформировалось, а министру был нужен человек "с хорошими организационными способностями", каковыми, по мнению Анатолия Сердюкова, обладала Евгения Васильева. Так она получила должность руководителя департамента имущественных отношений Минобороны.

Отвечая на вопросы прокурора, бывший министр рассказал, что идея приватизировать и продавать имущество военного ведомства возникла в 2007 году и была одобрена президентом. В то время началась реформа российской армии, численность военнослужащих и бюджетное финансирование сокращались, а расходы Минобороны, на балансе которого находилось множество предприятий, обслуживающих армию, только росли. Именно поэтому было решено избавиться от части активов – земель, совхозов, котелен, предприятий по ремонту и обслуживанию техники, военных институтов и прочего имущества, содержать которое министерству было и не выгодно, и накладно. Тем более что за многими предприятиями, по словам Сердюкова, тянулись долги (всего более 12 миллиардов рублей), а более 90 из них являлись банкротами.

Евгения Васильева
Евгения Васильева

"У нас постоянно на объектах либо свет отключали, либо газ, либо зарплату не платили, а мне только и сыпались поручения от президента: разобраться – доложить, разобраться – доложить, – сетовал бывший министр. "Дают поручение поднять предприятие. Мы его только на колени поставим, а оно опять падает. Три года тренировался! Ну зачем министерству совхозы и скотные дворы, если на рынке всё дешевле?!" – вопрошал Анатолий Сердюков участников процесса.

По его словам, нерентабельные предприятия можно было не продавать, но тогда Минобороны, лишившееся в результате реформирования, существенной части бюджетного финансирования, рисковало не справиться с расходами. И продажа неэффективной собственности выглядела наиболее приемлемым вариантом решения этой проблемы. "Министерство, – говорил Сердюков, – действовало в соответствии с законом для того, чтобы избавить себя и государство от лишних расходов. Я считаю, что от продажи имущества Министерство обороны только выиграло и об ущербе речи быть не может, – подчеркнул бывший военный министр.

Когда у прокурора вопросы к Анатолию Сердюкову закончились, слово перешло к Евгении Васильевой. Следствие считает, что она воспользовалась положением (в прессе широко обсуждались неслужебные отношения бывшего министра обороны и его подчиненной), ввела своего бывшего начальника в заблуждение и потому смогла продать ряд объектов министерства по заниженной стоимости.

Анатолий Эдуардович, я вас обманывала?

"Анатолий Эдуардович, я вас обманывала?" – спросила бывшая руководительница департамента имущественных отношений Минобороны своего бывшего начальника. "Конечно, нет", – отвечал тот. "А сообщали ли вы мне, что готовится провокация, с целью дискредитировать меня и вас?" – Сердюков ответил утвердительно. "Мне угрожали тюрьмой, если я не дам показаний, порочащих ваши честь и достоинство, – это вам известно?" На этой реплике Васильевой судья заинтересованно взглянула на свидетеля и уточнила: "От кого вам это известно, свидетель?". Свидетель несколько стушевался, а потом сообщил судье, что о подобных угрозах ему известно, однако он предпочитает не раскрывать источник, чтобы не навредить.

Адвокаты Евгении Васильевой, опрашивая Анатолия Сердюкова обо всех инкриминируемых их подзащитной преступных эпизодах, каждый раз начинали фразу словами: "Оказывалось ли на вас давление и вводила ли вас в заблуждение госпожа Васильева?" и, получив от бывшего министра обороны отрицательный ответ, уточняли обстоятельства сделок, вызвавших подозрение у следствия. По мнению адвоката Дмитрия Харитонова, показания Сердюкова полностью дезавуировали доводы обвинения.

Евгения Васильева
Евгения Васильева

"Безусловно, это один из самых важных свидетелей. Но юридический анализ тех документов, которые есть в деле, показывает: состава преступления нет. Есть гражданско-правовые отношения, которые никем никогда не оспаривались, им придали вид уголовно-правовых и пытаются доказать, что кто-то совершил преступление, – заявил Дмитрий Харитонов в интервью Радио Свобода. – Изначально было понятно, что дела как уголовного дела нет, все это абсолютно придуманная история, и свидетели в течение всего этого процесса только это подтверждали. И оценщики это подтверждали, и директора субхолдингов это подтверждали, и сейчас подтвердил министр. Васильева никого не обманывала, не злоупотребляла ничьим доверием. Поэтому никакого состава преступления нет".

Подконтрольный российскому министерству обороны "Оборонсервис" стал центром большого коррупционного скандала два года назад. В октябре 2012 года по фактам махинаций при сделках с недвижимостью, землей и акциями, принадлежащими "Оборонсервису", было возбуждено сразу несколько уголовных дел. В связи с чем своих постов в Минобороны лишились несколько высокопоставленных чиновников, в том числе министр обороны Анатолий Сердюков.

По версии обвинения, сотрудники военного ведомства выбирали из имущественного комплекса "Оборонсервиса" наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции, в том числе и в Москве. Затем, как правило, в эту недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, после чего она продавалась по заниженным ценам коммерческим структурам, аффилированным с "Оборонсервисом". Вдохновителем этих махинаций следствие считает Евгению Васильеву. Ее обвиняют в мошенничестве, легализации денежных средств, злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий. По данным следствия, общий ущерб от действий чиновницы превысил 3 миллиарда рублей. Васильева своей вины не признает.

Наряду с Евгенией Васильевой обвиняемыми по делу проходят бывший гендиректор акционерных обществ "Оборонстрой" и "Главное управление обустройства войск" Лариса Егорина, экс-руководитель АО "Управление торговли Московского военного округа" Максим Закутайло, экс-глава "Компании Хорс" и компании "Роникс плюс" Ирина Егорова, а также бывший гендиректор ОАО "31-й Государственный институт спецстроительства" Юрий Грехнев.

Бывший министр обороны Анатолий Сердюков ранее также являлся участником уголовного дела – его обвиняли в халатности и превышении полномочий, но в конце 2013 года он попал под амнистию и теперь является свидетелем в деле "Оборонсервиса".

XS
SM
MD
LG