Ссылки для упрощенного доступа

Больные романтики "русского мира"


Одна из фотографий выставки в Сахаровском центре
Одна из фотографий выставки в Сахаровском центре

История с разгромом работ журналистов Александра Васюковича и Сергея Лойко, посвященным войне на Украине, получила продолжение. Накануне человек, которого официальные российские СМИ представляют "кандидатом философских наук" Антоном Беликовым, облил краской фотографии украинских добровольцев, которые были сделаны в ходе войны на Украине и стали частью проекта "Фото на память". Выставка финалистов фотоконкурса "Прямой взгляд", cреди которых победители в номинации "конфликт" Васюкович и Лойко, проходит в Сахаровском центре.

В четверг в Сахаровский центр пришли люди, представившиеся ополченцами ДНР, и принесли туда трехлитровую банку с красной жидкостью, назвав ее "кровью детей Донбасса".

О том, что происходит в Сахаровском центре, Радио Свобода рассказала его сотрудница Полина Филиппова:

– Кого тут только нет. Вот я сейчас пообщалась с женщиной-политологом, теперь она дает интервью, тут есть человек, который видел полный колодец мертвых девочек, в том числе 8 лет. В общем, тут много всего интересного происходит. Но фактически у нас полный выставочный зал людей в камуфляже и казацких шапках, все кричат. И периодически картинно поворачиваются в камеры. Они прекрасно знают, зачем пришли.

– А они что делают, кроме того, что раздают интервью?

– Они кричат то друг на друга, то на тех, кто задает им вопросы, то на журналистов, то на нашего директора, то даже на нашего смотрителя, то на меня.

А политологи представляются, показывают какие-то документы?

– Нет. Депутат района Якиманка, по-моему, фамилия его Захаров, показывает корочку, остальные представляются, но документов не показывают. Депутат вручил Сергею Лукашевскому (директор Сахаровского центра. – РС) копию запроса в Следственный комитет или что-то в этом роде.

– Что конкретно они говорят о цели своего прихода?

– Они требуют закрыть выставку. Притом что на самой выставке нет уже ни работ, ни даже текстов, которые эти работы замещали. Работы испорчены краской, и те листы формата А3, которые мы повесили на их место со словами: "Здесь были работы, посвященные войне в Украине", сорваны.

– Вы собираетесь обращаться в полицию, писать заявления?

– Я знаю, что здесь есть наряд полиции, они вывели какого-то человека, который собирался, видимо, подраться. А чтобы говорить о наших дальнейших действиях, мы должны как минимум собраться вместе и поговорить.

Ранее сообщалось, что один из посетителей стенда "Фото на память" облил красной краской представленные на нем работы, назвав присутствовавшего здесь белорусского фотографа Александра Васюковича "фашистом". Подробности произошедшего изложены на сайте телеканала РЕН, сотрудники которого приехали снимать акт вандализма. По версии представителей телеканала, в Сахаровском центре проходила выставка, посвященная "украинским нацистам", как называют украинских добровольцев российские телевизионщики.

На выставке в Сахаровском центре были представлены фотографии журналиста Сергея Лойко, который работал на юго-востоке Украины, много общался с военными и добровольцами и написал книгу "Аэропорт":

– Ожидали ли вы столь бурной реакции "ополченцев Донбасса" на ваши работы?

– Да какие это ополченцы? Сейчас каждый дурак форму наденет и будет ополченцем. Я и в Донбассе-то особенно ополченцев не видел, какие-то ряженые там, вооруженные до зубов, романтики с большой дороги, бандиты, короче.

– Кто может стоять за людьми, которые пришли сегодня в Сахаровский центр и устроили там, по сути, погром, испортили ваши работы, работы Васюковича?

Я, честно говоря, благодарен этим неандертальцам за то, что они сделали​

– Да кто угодно может стоять! Я, честно говоря, благодарен этим неандертальцам за то, что они сделали, иначе пришли бы два с половиной землекопа из тех 14 процентов, которые не зомбированы российским массмедиа, и мало кто увидел бы эти работы. А теперь, ну, да, и облили краской, но это же не Рембрандт, не "Даная" какая-то, а просто фотопринты. Ну, напечатаются еще. Они же есть в интернете, и зато теперь огромное количество людей захочет посмотреть эти фотографии в интернете, захотят прочитать мою книгу. Так что нет худа без добра!

– Рекламу вам сделали?

– Ну конечно! Я боялся, что кто-нибудь может пострадать, сторож там или бабушка, или организаторы выставки. Но, слава богу, обошлось без эксцессов. А фотографии теперь все смотрят. "Фото на память" – это не мой проект. У меня были фотографии из Донецкого аэропорта, которые я снимал для своих статей в "Лос-Анджелес Таймс". Это моя работа, я был там как корреспондент, писал статьи и снабжал их своими фотографиями.

– Сотрудники российских телеканалов навесили на эту выставку ярлык "нацистской"...

– Кто больше всех кричит про фашистов, тот на самом деле и является самым настоящим фашистом. Российские СМИ развязали войну в Украине. Никаких причин для какого-либо серьезного конфликта, не говоря уже о вооруженном противостоянии, на Украине не было, пока российское телевидение и газеты не начали говорить какую-то чушь, которая заставила сотни абсолютных идиотов и дегенератов, больных романтиков "русского мира" поехать туда, как на сафари, и убивать людей непонятно ради чего.

Кто больше всех кричит про фашистов, тот на самом деле и является самым настоящим фашистом

Фотографии облили краской 28 сентября. Это произошло на встрече с победителем конкурса "Прямой взгляд" в номинации "Конфликт" Александром Васюковичем, который общался со зрителями:

– Я находился прямо там в тот момент, когда все это происходило. Я проводил творческую встречу, где я рассказывал про свои проекты, и один из посетителей этой творческой встречи в итоге начал заливать все краской из баллона.

– Вы пытались его как-то остановить?

– Я не думаю, что его можно было остановить, не применяя силу, а мне как-то не сильно хочется опускаться до такого уровня. Судя по тем призывам, которые были, я был готов к тому, что что-то такое может случиться. Не знаю, понесет или не понесет он наказание, но, думаю, для полиции найти его не проблема.

– Он называл вас фашистом. Почему у него такая не слишком адекватная, бурная реакция на ваши работы?

Одна из работ с выставки
Одна из работ с выставки

– Я не знаю. Наверное, он видел в этих работах то, что хотел увидеть, и не хотел разбираться, про что вообще этот проект. Мы с Александром Сориным из центра "Фотодок" предложили ему поучаствовать в дискуссии, пытались объяснить, но он явно не хотел слушать и во что-то вникать.

– А это что было – его крик души, личное отношение, или он действовал по чьей-то указке?

– Если честно, довольно сложно это понять, а гадать нет смысла. Радует только, что из всех посетителей встречи и открытия выставки нашелся один он, который решил это вот делать.

– Как получилось, что вы снимали украинских добровольцев?

– Когда я поехал на восток Украины, я снимал абсолютно другие вещи, более приближенные к журналистике, к новостям, и в то же время меня часто просили снять какие-то фотографии на память и отправить родственникам, женам или самим солдатам. Накопилось очень большое количество фотографий, я следил немного за людьми, которых тогда снимал, и я знал, что многие из них погибли. И когда я увидел, что эти фотографии на память используются, в том числе, для какой-то героизации, даже пропаганды войны, может быть, я решил сделать этот проект, чтобы показать, что вообще стоит за этими снимками. Есть люди, с которыми мы подружились, поддерживаем связь. А относились там ко мне как к обычному журналисту, и надо было постоянно просить, чтобы тебя куда-нибудь взяли, а потом стали относиться получше, когда я вместе с группой людей попал под довольно серьезный обстрел, и после этого немножко стали относиться получше.

"Фото на память"
"Фото на память"

– Довольно опасная у вас там была работа...

– Ну, да. В любом случае работа в зонах боевых действий всегда опасная.

– А почему вам было интересно туда поехать?

– Это было продолжение истории, которую я снимал еще со времен Майдана, то есть я хотел продолжить снимать людей, которые после участия в событиях в Киеве отправились добровольцами на восток. Я снимал добровольцев, это люди с вполне обычными гражданскими профессиями: водители, официанты, бармены, дизайнеры, какие-то частные предприниматели... Людям хотелось что-то менять в своей стране. И этот проект "Фото на память" в том числе о том, что когда самые мотивированные люди, которые готовы с оружием за свои идеалы куда-то выходить, как с той, так и с другой стороны, выходят на эту войну, то они, скорее всего, погибнут, вместо того чтобы использовать свои таланты на какие-то реальные перемены в стране.

– Как история с уничтожением вашей выставки передает атмосферу, которая сложилась в сегодняшней России?

Если таким людям не давать отпор, таких вещей будет происходить все больше и больше​

​– Мне кажется, что это еще один показатель того, в какое время мы живем. Самые наглые и бесцеремонные люди могут практически безнаказанно, с молчаливого согласия большинства и властей делать такие вещи, то есть приходить и закрашивать работы краской, а какие-то "Офицеры России" будут приходить и проверять, педофилия на выставке или нет. И на самом деле, то, что никто не дает им отпор, развязывает им руки еще больше. Если таким людям не давать отпор, мне кажется, хотя это и сложно, таких вещей будет происходить все больше и больше. Ситуация довольно плохая, когда кто-то просто потому, что ему не нравится, может прийти и устроить акт вандализма или заблокировать работу выставки.

Александр Васюкович – победитель конкурса "Прямой взгляд". Его проект "Фото на память" занял первое место в номинации "Конфликт". Васюкович живет и работает в Минске.

XS
SM
MD
LG