Ссылки для упрощенного доступа

Футбольно-политическое вибрирование


Строительство стадиона "Петровский", июль 2016 года
Строительство стадиона "Петровский", июль 2016 года

Экспертов ФИФА, побывавших в Петербурге 31 октября, не устроило выкатное поле футбольного стадиона "Крестовский" (также некоторыми журналистами называемого "Зенит-Арена"), который строится к Кубку конфедераций и чемпионату мира – 2018. Качество газона признано хорошим, но во время игры на нем возникает вибрация. Строительство "Крестовского", одного из самых дорогих стадионов в мире, ведется с 2007 года. На стадион уже потратили более 40 миллиардов рублей при изначальной проектной стоимости в 7 миллиардов. За время строительства были расторгнуты контракты с тремя подрядчиками.

Делегация FIFA, в том числе руководитель департамента по подготовке чемпионатов мира Кристиан Юнгер, а также эксперты оргкомитета "Россия– 2018" и автономной некоммерческой организации "Арена-2018", попрыгали на выкатном поле и заявили, что оно из-за создаваемых вибраций является непригодным для игры в футбол и его вибрационные показатели превышают допустимый уровень, после чего поручили исправить ситуацию городскому правительству. Возможно ли это сделать, или весной будущего года в срочном порядке придется демонтировать выкатное поле и вместо него создавать стационарный газон?

Прибывший 3 ноября в Петербург вице-премьер правительства по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко поспешил заверить журналистов, что ничего особенного не произошло и беспокоиться не о чем:

Виталий Мутко
Виталий Мутко

– Что касается поля, то, конечно, это такая штатная ситуация. Футбольный газон был помещен в чашу стадиона, были, естественно, проведены все испытания. Сегодня выявлены те недоработки, которые были совершены при проектировании и допущены при строительстве. Сейчас они будут устранены, и есть план по их устранению, и краткосрочный, и перспективный. Я думаю, что специалисты всё это сделают, надеюсь, все будет нормально. Потому что справились с более серьезными. За последние шесть месяцев ситуация стала абсолютно под контролем. Она – в штатном режиме. И я абсолютно уверен, что к концу года стадион будет сдаваться в эксплуатацию. А январь, февраль, март будут посвящены настройке, и я надеюсь, что в марте – апреле мы уже будем думать о тестовых событиях здесь, на стадионе в Петербурге.

Виталий Мутко намекнул и на виновника происходящего – строительную компанию "Инжтрансстрой-СПб", которая и смонтировала выкатное поле и с которой недавно власти города в одностороннем порядке расторгли контракт, из-за чего начались судебные процессы:

Не каждый может строить и сдать объект

– Еще раз скажу, что проектирование, строительство начинала одна компания, почему мы сегодня поддержали расторжение с ней контракта и сегодня поддержали очень энергичную работу, которую проводит и город, и "Метрострой". Это все вещи, которые, может, и допущенные где-то ошибки, и какие-то технологические неточности, отклонение от проектов, это все и было причиной расторжения контракта и прихода сюда нового генерального подрядчика. Знаете, не каждый может строить и сдать объект. А сдать такой сложный объект – это по силам единицам компаний. Это очень серьезная работа, которую нужно сейчас завершить.

Еще более откровенным был сопровождавший Виталия Мутко вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, который, по его словам, чуть ли не живет на стадионе:

Попробуйте попрыгать дома, на тротуаре, на футбольном поле!

– Мы вышли на финишную прямую завершения проекта, который насчитывает двенадцать лет реализации. В том числе восемь лет усилиями одного генерального проектировщика, одного генерального подрядчика. Замечания есть не только по линии ФИФА, замечания есть по линии футбольного клуба "Зенит", замечания есть по линии Госстройнадзора, замечания есть по линии Ростехнадзора. Теперь в отношении вибрации: попробуйте попрыгать дома, на тротуаре, на футбольном поле! Всегда существует вибрация. Только есть допустимые значения и недопустимые. Мы впервые за всю историю строительства стадионов в России в нашу чашу стадиона поместили выкатное футбольное поле. И тут же стали проводить замеры. Мы понимали, что вибрации избежать в полном объеме не удалось. Как любая подвижная конструкция она вибрирует.

Строительство "Крестовского" в октябре 2013 года
Строительство "Крестовского" в октябре 2013 года

В мире всего четыре выкатных поля: в Германии, Японии, Америке и Голландии. Россия – пятая страна. Наше поле уникально потому, что проектировали его, опираясь на наши подходы, и система привода в движение, и сам "пирог", и само "корыто", которое обычно делают в железобетоне, а у нас оно – в металле. Все это требует особого отношения. Совместно с экспертами ФИФА, проектными организациями и внешними экспертами мы рассчитываем все, включая математическую модель. Есть целый набор рекомендаций, который принят сегодня ФИФА, и они будут соблюдены. План ликвидации вибраций на поле у нас существует. Задача наша – его реализовать, – сказал Игорь Албин.

Потом Виталий Мутко также сообщил, что никаких финансовых затрат на устранение недопустимой вибрации выкатного поля не потребуется. На сегодня стоимость проекта строительства стадиона "Крестовский" уже достигла 42 миллиардов рублей, его уже называют самым дорогим стадионом в истории футбола. По неподтвержденным данным, на различные работы по доведению арены до стопроцентной готовности весной наступающего года потребуется еще один миллиард рублей. Как считает депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга из фракции "Яблоко" Михаил Амосов, скандальная история строительства "Крестовского" объясняется так:

С самого начала была допущена серьезная ошибка, когда строительство стадиона началось еще без проекта

– Дело не в конкретных людях, дело – в системе. Хоть люди и являются ее частью. С самого начала была допущена серьезная ошибка, когда строительство стадиона началось еще без проекта, по неутвержденной документации. Принцип "Давай! Давай! Давай!", напоминающий времена советской "штурмовщины". И все это было усугублено тем, что в нынешних условиях гораздо легче приворовывать на такого рода объектах. Поэтому стоимость росла, сроки сдачи отодвигались. Но теперь ситуация такова, что, если действительно вице-губернатор Игорь Албин перенес свой рабочий кабинет прямо на стадион, он там днюет и ночует, наверное, я с некоторым преувеличением это говорю, но все-таки это – действительно последняя фаза и властям уже некуда деваться. Они должны до конца года сдать объект. Иначе там могут не состояться игры на Кубок Конфедерации, намеченные на лето.

– С похожими трудностями столкнулись и строители Яхтенного моста, который соединяет Крестовский остров с остальным городом. Строители станции метро "Новокрестовская", которая должна быть открыта в июне 2018 года, сейчас, как выясняется, попали в обводненные грунты, что может привести к остановке строительства станции. Как все это объяснить?

– Если говорить о стадионе, то он полностью строится за деньги Санкт-Петербурга. Поэтому здесь – ошибки руководителей города. Если говорить о метро рядом со стадионом, там тоже – ошибка городских властей, но она произошла по другим причинам. Было известно, что на эту стройку будут выделены деньги из федерального бюджета. Поэтому был выбран далеко не самый оптимальный вариант: проект выхода из метро разместили на участке, который был отвоеван у Финского залива, намыт, насыпан.

Есть самоуверенность городских властей, которая диктуется тем, что их монополии на власть ничто не угрожает

Естественно, это – обводненные грунты. Поэтому это – управленческая ошибка, но которая задана руководством города. И я, и другие оппозиционные городские политики говорили, что такая опасность есть, и считали, что более правильным и надежным, да и более дешевым вариантом было разместить станцию метро на территории самого Крестовского острова. Почему это происходит? Потому что есть самоуверенность городских властей, которая диктуется тем, что их монополии на власть ничто не угрожает. И поэтому мы наблюдаем головокружение, мол, "мы можем и сушу создать, и пробурить там станцию метро". Я понимаю, что, поскольку это стройки, которые завязаны на чемпионат мира по футболу, то и метро введут в строй, и стадион, само собой, и поле будет выкатываться, – говорит Михаил Амосов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG