Ссылки для упрощенного доступа

"Мы боремся со злом"


Депутат Олег Брячак выступает в Псковском областном парламенте
Депутат Олег Брячак выступает в Псковском областном парламенте

С трибуны Псковского областного собрания на днях впервые прозвучало обвинение в адрес губернатора Андрея Турчака в том, что он является заказчиком нападения на журналиста Олега Кашина. До сих пор политики, чиновники и лояльные СМИ в Пскове любым способом обходили эту тему стороной. Открыто комментировал "дело Кашина" только известный оппозиционер Лев Шлосберг. Теперь о связи "дела Кашина" и Андрея Турчака высказался лидер псковского отделения "Справедливой России" Олег Брячак.

Депутат Псковского областного собрания от "Справедливой России" Олег Брячак
Депутат Псковского областного собрания от "Справедливой России" Олег Брячак

Олег Брячак, 1980 г.р. – системный политик и бизнесмен. Пост руководителя Псковского регионального отделения партии "Справедливая Россия" и место в Псковском областном собрании депутатов достались ему, можно сказать, "по наследству". Его отец, Михаил Брячак, который возглавлял ЗАО "РОСТЭК-терминал", активно участвовал в политике с 90-х годов, несколько раз выдвигался в депутаты Госдумы по одномандатному округу, но каждый раз проигрывал кандидату от партии власти. В 2007 году Михаил Брячак прошел в областное собрание, а в 2011-м наконец получил мандат Государственной думы, где занял пост заместителя председателя комитета по транспорту. В том же 2011 году Олег Брячак стал депутатом регионального парламента.

В 2014 году, после присоединения Крыма, Михаил Брячак был делегирован партией создавать партийную ячейку в Севастополе. Олег Брячак возглавил псковское региональное отделение "Справедливой России".

Несмотря на периодические конфликты, семья Брячаков все же считалась политическим союзником власти, в том числе губернатора Андрея Турчака. Об этом свидетельствовала и та поддержка, которую власть оказывала их бизнесу, например, проекту по созданию таможенно-логистического комплекса "Убылинский" в 2011–12 гг. (который полностью провалился) или планам застройки городского стадиона "Электрон" в 2014–15 гг. Резкое ухудшение отношений произошло в период парламентских выборов 2016 года, куда эсеры вышли с лозунгом "Пора сменить власть!".

Выборы "Справедливая Россия" в Псковской области проиграла. На третьем заседании областного собрания шестого созыва Олег Брячак фактически объявил войну псковскому губернатору. Среди прочих грехов Андрея Турчака он в присутствии журналистов упомянул и "дело Кашина". О том, что побудило его на такие резкие заявления, Олег Брячак рассказал в интервью Радио Свобода:

– Причиной послужила общая ситуация в Псковской области. Нехорошая, скажем так, ситуация, которая сложилась по вине человека, который находится на должности губернатора, по вине Андрея Турчака. По вине человека, который не может нормально руководить нашей областью, в результате чего страдают простые люди. Кроме того, этого губернатора постоянно сопровождают скандалы. Допустим, стопроцентно благое дело, обреченное на успех, такое как реставрация всемирно известного памятника Изборск, они умудрились превратить во всероссийский коррупционный скандал. По ходу рассмотрения уголовного дела по хищениям государственных средств на Изборске уже задержаны высокопоставленные чиновники, коммерсанты, они сидят в тюрьме. А Турчак продолжает доблестно руководить регионом.

Разве можно бить журналистов? Мне кажется, вообще никого нельзя бить

Всем известное дело Кашина. Кашин в открытую, официально назвал заказчиком преступления Турчака. Более того, исполнитель, тот, кто непосредственно пытался убить журналиста, назвал заказчика. Конкретно назвал: Андрей Турчак, губернатор Псковской области.

Олег Кашин в больнице
Олег Кашин в больнице

Совсем недавно новый руководитель Государственной думы сказал так: перед законом все равны. Неоднократно это говорил президент: у нас не должно быть неприкасаемых, перед законом все равны. Так почему этот молодой человек руководит регионом, а не сидит в тюрьме? Почему его не допрашивают? Почему люди об этом не знают? Разве можно бить журналистов? Мне кажется, вообще никого нельзя бить.

– Олег Михайлович, буквально год назад, когда появилась информация о том, что Андрей Турчак назван заказчиком нападения на Олега Кашина, мы обзванивали псковских политиков, чтобы получить комментарии. И вы тогда сказали, что вы не верите, что такое вообще возможно.

Несколько раз я не сдержался, я уже начинал такую громкую полемику с депутатами, потому что было принято пять антинародных законов

– Да-да, я согласен с вами полностью, это было. Но на тот момент не было признательных показаний исполнителей. А когда уже исполнители назвали имя заказчика, не верить в это просто невозможно. Теперь я верю, что Турчак был способен на такие вещи. Ну и самое основное и губительное для нашего региона: Турчак, придя в Псковскую область в 2009 году, получил бюджет без долговой нагрузки. Прошлые губернаторы каким-то образом умудрились оставить область с профицитным бюджетом и без долгов. Буквально за пять лет Турчак сумел увеличить кредитную нагрузку региона в 75 раз. И на сегодняшний день регион платит только по процентам около миллиарда рублей в год.

Понимаете, на сессии я был, мягко говоря, в шоке. Несколько раз я не сдержался, я уже начинал такую громкую полемику с депутатами, потому что ими было принято пять антинародных законов. И каждый из этих антинародных законов касался либо отмены льгот, либо увеличения налогов. Лишили льгот сельхозпроизводителей. Увеличили налоги для владельцев торговых комплексов свыше 2000 квадратов. Транспортный налог увеличили. Я об этом выпущу отдельную газету. Это должен знать каждый пскович.

– Олег Михайлович, но раньше "Справедливая Россия" не была замечена в столь резкой оппозиционной риторике, по принципиальным моментам вы всегда были согласны с "Единой Россией"…

– Я не совсем здесь с вами соглашусь, потому что в 2013 году не кто иной, как я сорвал публичные слушания по бюджету. Это было в 2013 году, когда губернатор представлял бюджет на 2014 год, в зале находилось порядка 300 человек. Я встал и сказал, что этот бюджет для региона убийственный. И призвал граждан, которые еще не потеряли совесть, покинуть зал. Тогда вышло из зала порядка ста человек. И системно мы критиковали, конструктивно критиковали политику этого губернатора.

Андрей Турчак
Андрей Турчак

Потом в какой-то момент произошел диалог. Даже когда нас приглашали на обсуждение бюджета, мы и оттуда вставали и уходили. "Мы вам не верим, – говорили мы, – потому что вы не можете нам показать, как вы будете отдавать эти деньги. Кто, во-первых, вам разрешил на нашу область такие кредиты вешать и как вы будете их отдавать. Вы на эти вопросы не отвечаете, а они ключевые, потому что все идет от денег". И в какой-то момент Турчак и его зам по финансам нам показали, что вот 3 млрд 600 млн рублей из федерального бюджета каким-то образом они замещают и вот начинается стратегия погашения долгов. Ну ладно, думаем мы, раз так…

– Но 2014 год, когда были губернаторские выборы, прошел мирно и спокойно для Андрея Турчака. Такой резкой риторики не было с вашей стороны, хотя вы тоже выставляли свою кандидатуру.

– Да, я выставлял свою кандидатуру. Но в выборах, скажу честно, я участия не принимал, потому что у меня не было на тот момент финансовой возможности.

– А в этом году финансовая возможность появилась?

– А в этом году да, мы нашли средства. Некоторые из наших кандидатов, которые к нам примкнули, собственные средства вкладывали. И поэтому мы провели более яркую кампанию.

– И соответственно, вместе со средствами появилось такое резкое противостояние с Андреем Турчаком?

– Нет, скорее всего, это накопившиеся и нерешаемые проблемы.

– В 2015 году, когда ваши отношения с Турчаком не были столь напряженными, один из ваших инвестпроектов даже был признан стратегическим администрацией области. Речь идет о стадионе "Электрон".

– Было такое, да.

– И Андрей Турчак поддерживал вас в этом начинании, хотя у жителей Пскова оно не вызывало понимания.

– Я бы не сказал, что у жителей Пскова оно не вызывало понимания. Скорее, оно не вызывало понимания у псковских застройщиков, которые искусственно мнение это формируют у определенной части архитекторов, если их можно назвать архитекторами. Ведь, понимаете, вопрос стоит очень просто: либо вот это будет дальше помойкой, то, что вы видите из окна, либо это будет приведено в порядок. Понятно, что за счет государственных денег никто никогда это в порядок не приведет.

– Тогда вы нашли понимание у администрации на этот счет. А как сейчас обстоят дела?

– Сейчас, зная морально-нравственные качества Андрея Турчака, несмотря на всю полезность какого-либо проекта для нашего населения, ввиду каких-то его личных мотивов, что-то может не получиться.

– То есть ставим крест на "Электроне"?

– Нет, я не думаю, что мы ставим крест на "Электроне", думаю, что крест будет поставлен на карьере Турчака в ближайшее время.

– А почему вы думаете, что можете победить Турчака в этом вашем нынешнем с ним противостоянии?

– Я не думаю, что могу его победить я. Я думаю, что его может победить народ. И моя задача как депутата, который, по-моему, один сейчас и борется с этим Турчаком, сделать так, чтобы люди узнали правду о том, что происходит в регионе.

Я бы не поставил его даже пивным ларьком руководить

Есть человек, который волей случая, благодаря связям своего папы, занял кресло губернатора целой области, получил ответственность за судьбы, за жизни людей. Этот человек не справился со своей задачей. Мы это можем констатировать абсолютно точно, на цифрах, опять же, на убыли нашего населения, на сокращении койко-мест, на увеличении кредитной нагрузки и так далее. Им удалось, благодаря своим властным полномочиям, сформировать и послушный законодательный орган. Орган, который не думает, а просто обслуживает интересы этого некомпетентного человека.

Если вы хотите мое мнение, я бы не поставил его даже пивным ларьком руководить. У него нет навыков руководителя, неоткуда им взяться. Он не проходил жизненную школу, он не знает, что такое проблемы, что такое голод, холод, понимаете? В кубики сначала играл, потом в "Молодую гвардию", теперь играет с нашим населением. Так вот, за то время, что он играет, минус 50 тысяч человек. На 50 тысяч человек меньше стало проживать в Псковской области. Я с этим мириться не буду.

Поэтому своей задачей считаю информирование нашего населения о том, что происходит, сбор подписей за отставку Турчака. Мы соберем подписи, я думаю, за два месяца тысяч десять мы соберем. Я лично обошел каждый дом в городе в период избирательной кампании, я не видел людей, довольных политикой Турчака. Поэтому для меня особенно удивительно, как же так "Единая Россия" везде победила. И мы эти подписи отправим президенту.

– Не опасаетесь ли вы, что такая резкая риторика окончательно разведет мосты между вами и Турчаком? И что обратной дороги уже не будет?

– Я скажу вам честно и искренне: с этим человеком никаких мостов я строить не собираюсь. Один раз уже построили. Один раз уже купились на те обещания, которые они давали.

Я не буду наводить мосты, я не собираюсь искать диалога с этим человеком, моя задача сделать так, чтобы в максимально короткие сроки, пока Псковскую область он окончательно не уничтожил, наш президент снял с должности Андрея Турчака. Это моя задача принципиальная.

Псковская область признана самой нищей. А супруга Турчака – одна из самых богатых жен губернаторов в России

– Возвращаясь к делу Кашина: это, наверное, самое серьезное обвинение, которое когда-либо звучало в адрес губернатора. Одно дело – ошибочные политические решения, которые он может мотивировать намерением развивать область, и совсем другое – подозрение в организации попытки убийства. Не кажется ли вам, что упоминание об этом в публичном пространстве вам может дорого обойтись?

– Вы думаете, меня тоже будут бить?

– Я думаю, Андрей Турчак больше не будет с вами мириться.

– Я еще раз говорю, я не вижу перед собой в виде Андрея Турчака человека, с которым нужно мириться. Я не отношусь к нему с уважением. Он же за шесть лет руководства областью показал, что он некомпетентен.

– Вы будете требовать хотя бы допросить Турчака по этому делу?

– Конечно. Обязательно. И многие граждане хотят этого. Вот Улюкаева взяли, торжество, казалось бы, правоохранительной системы. А Турчак на свободе, Турчак пример подает. Приграничный регион, здесь надо патриотизм у нас возрождать как-то. Ведь именно мы, если что, будем первый удар отбивать, мы на границе живем. А этот человек что делает?

Официально Псковская область признана самой нищей. А супруга Турчака – одна из самых богатых жен губернаторов в России. И почему-то постоянно у него находят какие-то активы. Путин запретил чиновникам владеть недвижимостью за границей, у Турчака нашли дом. Как только нашли, патриотично заявляет: да-да, я забыл, я продам. Запрещено было с 13-го года иметь женам губернаторов счета за рубежом. У Турчака в 15 году находят офшорку, которой стопроцентно владеет его супруга. Он президента не уважает нашего? Наверное, да. Или он считает себя неприкасаемым? Тоже может быть. Но он не неприкасаемый, поверьте.

У нас есть очень серьезный план. Мы не просто митинги здесь в городе устраиваем и подписи собираем. У нас системная будет работа. И поверьте мне, месяца через три-четыре будут результаты, может быть, раньше. У нас есть возможность напрямую, через Миронова прямо к президенту на стол положить подписи, которые мы соберем, с сопроводительными письмами. Мы будем информировать не только нашего президента. Есть еще и другие чиновники, на которых у нас есть выход.

Вчера приезжал полпред. Он видел пикет, который граждане устроили перед входом в администрацию. Лозунги-то были жизненные: "Не мешай жить, Турчак!" Об этом люди просят. А он сидит в своем кресле мягком и жизни всех учит.

– Олег Михайлович, а у вас, извиняюсь, есть ресурсы на такую работу? Мы знаем, что таможенный бизнес у вас обанкрочен, перед судебными приставами 350 млн рублей долга – как вы собираетесь такое масштабное дело провести и организовать?

– Думаю, что опираться будем на правду, опираться будем на граждан. Не думаю, что каких-то сверхзатрат будет требовать то, что мы будем делать. У нас есть активисты в партии, которые работают как волонтеры, которые видят, что в области происходит, которые желают сменить Турчака на какого-то сильного руководителя, умного. И они будут бесплатно собирать подписи. Нет, я не думаю, что это как-то совсем затратно. И главное, это искренне. Это совершенно искренне. Мы боремся со злом.

– Кто ваши союзники?

– Оппозиционные партии наши союзники. Полное понимание и с КПРФ, и с "Яблоком", и с ЛДПР у нас. Поэтому я считаю, что оппозиционные партии и те общественные организации, которые не зависят от областной администрации и имеют в себе силы бороться, – это тоже наши союзники.

– А вы не боитесь, что вас каким-нибудь не очень законным образом, как Льва Шлосберга в прошлом году, просто выпнут из областного собрания?

– Нисколько не боюсь, но предполагаю, что так и будет через какое-то время. Такой план у них есть. Не просто так они написали мне письмо, чтобы я извинился. Будут возбуждать уголовное дело за клевету, как они считают, и соответственно будут как-то это доказывать. С учетом того, какая у нас в области судебная система, я думаю, им это несложно будет сделать, и соответственно, меня лишат депутатского мандата.

– А расскажите, что это было за письмо?

– Суть этого письма следующая. В период предвыборной кампании в одной из газет были опубликованы статьи, которые, по их мнению, порочат честь администрации области и губернатора Андрея Турчака. Вчера с трибуны я сказал, что к администрации это никоим образом отношения не имеет, а имеет отношение к Турчаку. Такие, допустим, названия статей: "Турчака назвали заказчиком нападения". Ну назвали, действительно, назвали. Когда Турчака назвали нехорошим словом, он побежал к своему папе, папа дал головорезов с завода "Ленинец", и эти головорезы избили журналиста. И дали показания, что заказчиком является Турчак. В газете было это написано.

– В вашей предвыборной газете?

– Ну в какой-то из газет, я уже не помню, сколько их у меня было. "Вместо триумфа – коррупционный скандал и уголовное дело" – это то, что я вам рассказал про Изборск. И еще что-то было.

– То есть они были готовы принять от вас извинения и забыть об этом?

– Да, они мне предложили публично извиниться, тогда они, может быть, не будут обращаться в суд. Но пусть они обращаются куда хотят, я извиняться не намерен.

– Теперь вы ждете судов?

– Я – да, сейчас я жду судов. Я предполагаю, что, возможно, через какое-то время меня лишат депутатского мандата. Но, может быть, быстрее Турчака с должности снимут, посмотрим.

– А вы готовы к такой роли борца за справедливость, оппозиционера? Это же определенный имидж, ожидания, которые будут на вас возлагаться.

– Согласен с вами. Ну, в зависимости от ситуации. Например, будучи здравым человеком, который желает своей стране успехов и процветания… Я здесь родился и не собираюсь никуда уезжать. Не хочу громких слов говорить, но я свою страну люблю.

Когда кризис произошел, напряженные отношения были, я так сказал: да, есть у администрации недостатки и очень серьезные, но было бы не совсем правильно использовать кризис как повод для критики, это будет неконструктивно. Я это делать не буду, так я сказал с трибуны однажды. Наоборот, чем могу, чем может "Справедливая Россия", мы будем помогать администрации, но только в том русле, что будет полезно нашим гражданам.

Я готов быть борцом с Турчаком, борцом с негативными проявлениями со стороны областной администрации для нашей области

Но этого не получилось. Законы принимать не получилось. Мы транспортный налог два раза хотели отменить – не получилось. Статус детей войны хотели придать – не получилось. Пособия увеличить с унизительных 200 рублей матерям-одиночкам – нет. Там невозможен диалог. Там есть только одно мнение. Одно мнение молодого некомпетентного человека, который считает, что он прав. И вот шесть лет считает, что он прав, результаты мы видим: озлобленное население, серость, грязь.

– Это скорее был вопрос о вашем политическом будущем. Не боитесь ли вы перестать быть системным политиком?

– Я, наверное, все-таки системным политиком буду, потому что моя критика не носит оголтелый характер. Каждое заявление, которое я делаю, подкреплено цифрами, фактами. Это конструктивная критика.

– То есть вы рассчитываете бороться с Турчаком в рамках существующей системы?

– Конечно, однозначно, и в рамках закона. Если придет другой губернатор, мне сложно будет первое время, нужно будет посмотреть, как будет руководить этот губернатор. Но сейчас да, я готов быть борцом с Турчаком, борцом с негативными проявлениями со стороны областной администрации для нашей области.

– Фактически вы собираетесь переманить на свою сторону федеральный силовой ресурс и политический ресурс, с тем чтобы одолеть Андрея Турчака в этом противостоянии?

– Это, наверное, сделать невозможно. А частично, наверное, так будет. Потому что и на федеральном уровне не все считают, что Андрей Турчак – компетентный руководитель. Далеко не все.

– А кто ваш союзник в Москве?

– Пока, если позволите, я воздержусь. Иначе могут быть поставлены, сами понимаете, препоны.

XS
SM
MD
LG