Ссылки для упрощенного доступа

Бхутто «окончательно отказалась» от сепаратных переговоров с Мушаррафом


Бхутто призывает пакистанских журналистов сопротивляться диктатуре
Бхутто призывает пакистанских журналистов сопротивляться диктатуре

Лидер оппозиционной Пакистанской народной партии Беназир Бхутто объявила, что не будет более вести переговоров с президентом страны о разделении власти. «Больше никаких переговоров. Мы говорим им “нет”. Мы отказываемся от нашей прежней политики», - подтвердила она. На протяжении последних месяцев г-жа Бхутто проводила конфиденциальные консультации с военным лидером Пакистана генералом Первезом Мушаррафом. С нее были сняты обвинения в коррупции, что позволило ей вернуться на родину после нескольких лет добровольного изгнания. Предполагалось, что ПНП соберет достаточно голосов на парламентских выборах в январе, чтобы Бхутто в третий раз в своей жизни смогла возглавить правительство (самый значимый пост в системе власти Пакистана). Первез Мушарраф же выходил бы в отставку, слагал с себя полномочия главковерха, но оставался номинальным руководителем государства.


Эта негласная договоренность прожила недолго. 3 ноября президент ввел в стране чрезвычайное положение. Позже он высказался против переноса январских выборов на более позднюю дату, но отказался объявить точную дату отмены ЧП, в условиях которого нормальная подготовка к голосованию невозможна.


Очередное осложнение ситуации в южноазиатской стране, которую США считают ключевым союзником в борьбе с международным терроризмом, крайне встревожило Вашингтон. Американская администрация не намерена значительно сокращать свою помощь Исламабаду.


Профессор Бостонского университета Артур Халник (с ним побеседовал корреспондент РС Ян Рунов) полагает, что простого рецепта умиротворить Пакистан не существует, а роль международного сообщества в этом в любом случае будет минимальной: «Мы (США - РС) сделали слишком большую ставку на Пакистан как на стабильного и долговременного союзника. Одно время Мушаррафу удавалось руководить страной без особых проблем, и это давало нам возможность сконцентрировать внимание на Афганистане и на поисках Усамы бин Ладена, скрывающегося в районе пакистано-афганской границы. Но теперь ситуация в Пакистане осложнилась. Американская администрация очень рассчитывает на то, что Мушарраф сможет пойти на компромисс с Беназир Бхутто, отменить чрезвычайное положение, и выправить ситуацию. Но я не убежден, что Мушарраф сумеет это сделать - после всего, что произошло, в глазах собственного народа он выглядит слабым лидером».


Аналитик не уверен, что возможное соглашение Мушаррафа с Бхутто и проведение парламентских выборов в запланированные сроки сделают положение в стране более стабильным: «Мы не знаем, за кем пойдут люди, что скажет армия. Администрация Буша настаивает на том, чтобы Мушарраф снял военную форму, но остался президентом. Я не уверен, сможет ли он это сделать».


Политолог из вашингтонского фонда Heritage Лиса Кертис прослеживает параллели между нынешней ситуацией в Пакистане и тем положением, которое складывалось в соседнем Иране перед падением там шахского режима: «США опять строят свою политику на поддержке одного лидера, не обращая особого внимания на снижение его популярности у собственного народа. Политика Вашингтона уже вызвала здесь резкие антиамериканские настроения. Есть опасность, что если Мушарраф будет смещен, следующий лидер Пакистана выберет антиамериканский курс, что может соответствовать настроению большинства пакистанцев. На этом сходство с Ираном заканчивается. Разница между двумя этими ситуациями довольно значительна. Демонстрации против Мушаррафа носят характер гражданского протеста. На улицу вышли либерально мыслящие люди, а не экстремисты, поддерживающие теракты против мирного населения. В Пакистане нет харизматического религиозного лидера, каким был для иранцев Хомейни. Важным сейчас является вопрос, не отвлечет ли Мушаррафа борьба с либеральной оппозицией от более серьезной проблемы на северо-западе страны, где власть взяли лидеры талибов. Мушаррафу лучше бы избежать открытия второго фронта с либерально-гражданской оппозицией. Пока он борется за политическое выживание, талибы расширяют и углубляют свои позиции. Правительство Буша делает все возможное, оказывая моральное и дипломатическое давление на Мушаррафа, но не отказывается полностью от оказания ему помощи, ибо это тоже чревато для нас опасностью».


Как отметил недавно министр обороны США Роберт Гейтс, по мере роста в Пакистане политической нестабильности выше становится вероятность того, что борьба с террористами и исламскими экстремистами отойдет для местных сил безопасности на второй план. По мнению американских обозревателей, эти слова демонстрируют нервозность администрации Буша в связи с пакистанской ситуацией.


Тем временем в Лондоне сегодня проходит экстренное заседание глав внешнеполитических ведомств стран Британского содружества. В это объединение бывших колоний Великобритании входит и Пакистан. После того, как в 1999 году Первез Мушарраф захватил власть в своей стране в ходе бескровного переворота, членство Исламабада в содружестве было приостановлено на пять лет. Предполагается, что участники совещания обсудят меры давления, которые побудили бы военного правителя Пакистана отменить режим ЧП.


XS
SM
MD
LG