Ссылки для упрощенного доступа

Из тюрьмы об экономике Грузии


Вано Мерабишвили, экс-глава МВД, экс-премьер Грузии, ныне заключенный
Вано Мерабишвили, экс-глава МВД, экс-премьер Грузии, ныне заключенный

Грузинский "заключенный №1" обвиняет новые власти в провале экономической политики

Бывший премьер-министр и экс-министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, которого судят сразу по нескольким статьям уголовного кодекса, обвинил правящую коалицию «Грузинская мечта» в том, что ее политика спровоцировала крах грузинской экономики.

Один из ближайших соратников экс-президента Михаила Саакашвили, генеральный секретарь бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Вано Мерабишвили, находящийся в тюрьме по обвинению в тяжких преступлениях, часто комментирует на своей страничке в Фейсбуке важнейшие события в жизни страны. По одним данным, в тюремной камере у него есть доступ в интернет, по другой версии – он передаёт письма на волю через своего адвоката.

На сей раз Мерабишвили опубликовал статью под заголовком «Бюджетные перспективы года»: «Какие стартовые позиции мы оставили «правительству мечты» в 2013 году?» - задаётся вопросом бывший премьер, имея в виду правящую ныне коалицию «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили, которая пришла к власти в результате победы на парламентских выборах в октябре 2012 года.

По утверждению Мерабишвили, партия Саакашвили оставила новому правительству «здоровую экономику и бездефицитный бюджет», а «мечтатели», придя к власти, всё это «разбазарили» на социальные нужды. В итоге страна встретила Новый год с огромной финансовой «дырой», составляющей около 10% объёма бюджета, а рост ВВП сократился с 6 до 1,5%.

От Бидзины Иванишвили многие в Грузии ожидали большего
От Бидзины Иванишвили многие в Грузии ожидали большего
Более того, как утверждает Мерабишвили, государственные ведомства впервые за многие годы не смогли выполнить план по бюджетным доходам; прекратился приток инвестиций, а «шестимиллиардный фонд соинвестирования», о котором говорил Бидзина Иванишвили, оказался мифом.

«Осенью 2012 года в казне было около 2 миллиардов лари (примерно $1,2 млрд) в качестве финансовой подушки для решения любых задач», - пишет Вано Мерабишвили, подчёркивая с некоторой иронией, что существовала ещё и «большая надежда на способность Бидзины Иванишвили привлечь значительные внешние инвестиции». По словам автора «тюремных размышлений об экономике», надежды на то, что Иванишвили истратит на нужды экономики хотя бы один миллиард долларов из собственных средств, не оправдались.

В минувшем году, по утверждению Мерабишвили, правительство начало политику «удешевления», то есть понижения тарифов. Тариф на электроэнергию незначительно снизили, но подобное «удешевление» всё же привело к катастрофическим последствиям для энергетики, поскольку потенциальные инвесторы потеряли веру в стабильность, а те, кто уже вложил деньги в Грузию, отказались от выполнения обязательств по развитию инфраструктуры.

Бывший премьер-министр напоминает, что правительство провалило план по выполнению доходной части бюджета на 2013 год, недосчитавшись 850 миллионов лари, тогда как при Саакашвили кабинет министров ежегодно перевыполнял планы бюджетных поступлений. Рост ВВП при прежних властях достигал 6-7% (и это при мировом экономическом кризисе). Но при «мечтателях» к концу 2013 года составил лишь полтора процента.

Основной посыл письма Мерабишвили в том, что прежняя команда справлялась с экономикой куда лучше «мечтателей», поскольку уделяла меньше внимания социальному популизму и направляла больше средств на развитие. Как известно, Михаил Саакашвили часто ссылался на опыт Сингапура, а некоторые из его сторонников даже приводили в пример Чили времён генерала Пиночета, сумевшего, по их мнению, вытащить страну из «социалистического болота» и провести жёсткие рыночные реформы.

Бывший начальник государственной канцелярии Петре Мамрадзе сказал в интервью Радио Свобода, что до 2007 года реформы, проводившиеся в Грузии, действительно очень напоминали преобразования, осуществленные в Чили, но в конечном итоге были провалены, поскольку власти начали подавлять бизнес и создавать коррупционную систему:

У нас были реформы, но потом стали заворачивать гайки и устроили авторитарную клептократию
- У нас были некоторые, правда, очень важные элементы такой политики первые три, максимум четыре года, а уже потом стали вовсю заворачивать гайки и устроили самую настоящую авторитарную клептократию. Решала всё тройка: президент Саакашвили, министр внутренних дел Мерабишвили, министр юстиции Адеишвили. Они решали, что производить, какие цены устанавливать. Причём влезли в колоссальные долги. С другой стороны, я согласен с теми, кто не видит в нынешнем правительстве людей, способных проводить правильную экономическую политику. Так что первый год ознаменован не только наследием псевдопиночетовского режима Саакашвили, но и тем, что правительство пока явно не справилось со своими задачами, – считает Петре Мамрадзе.

А вот депутат от ныне оппозиционной партии «Единое национальное движение», Серго Ратиани не видит никакой логики в утверждении, что экономика ослабла, поскольку стала более свободной:

- Подобная «логика» не имеет ничего общего со здравым смыслом. Экономика страны росла с каждым годом. А добиватьсмя экономического роста силовыми методами невозможно. Нелогично утверждать, что сейчас экономика стала более свободной, но свободный рынок как то «сконфузился». Ведь при освобождении экономика должна расти, а не уменьшаться: свобода даёт больше возможностей, – полагает заявил Серго Ратиани.

Советник Бидзины Иванишвили по экономическим вопросам Георгий Хухашвили, который считается наиболее влиятельной фигурой в экономическом блоке грузинского правительства, отметил, что «заключенный номер один» напрасно пытается перевести рассмотрение сложных социально-экономических проблем Грузии в дискурс борьбы левой и правой идеологий. В конце правления экс-президента Саакашвили в Грузии, по мнению Хухашвили, стояла задача простого выживания населения, большая часть которого оказалось на грани голода:

Пока неясно, кем останется Михаил Саакашвили в истории Грузии - искренним реформатором или диктатором-клептократом
Пока неясно, кем останется Михаил Саакашвили в истории Грузии - искренним реформатором или диктатором-клептократом
- Главная обязанность любой власти в любой стране – защита фундаментальных человеческих прав, в первую очередь права на жизнь. Если люди голодают и мерзнут, мы что, должны класть асфальт и смотреть на их бедствия? Из заявления Мерабишвили видно, что на людей ему наплевать. Оказывается, либеральная экономика лучше, чем социально ориентированная. Это мы лучше него знаем, но они нам не оставили иного выбора, иного наследства! – отметил Георгий Хухашвили.

Впрочем власть и оппозиция практически единодушны в том, что именно состояние экономики станет решающим политическим фактором в наступившем году. С одной стороны, статистика явно свидетельствует об ухудшении ситуации, а с другой, слишком велики были надежды и ожидания, связанные с приходом «команды мечты» миллиардера Иванишвили.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG