Ссылки для упрощенного доступа

"Болотное дело": приговор


 "Болотное дело": 2013 - пора судов
"Болотное дело": 2013 - пора судов

В Замоскворецком суде началось оглашение приговора по "Болотному делу". Все подсудимые признаны виновными

Судья Замоскворецкого суда Наталья Никишина начала оглашение приговора в отношении восьми человек, которых следствие обвиняет в участии в массовых беспорядках и в применении силы по отношению к полицейским во время акции 6 мая 2012 года (ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 318 УК РФ). Прокуратура попросила приговорить подсудимых на сроки от пяти до шести лет колонии, защитники и сами обвиняемые настаивают на полном оправдании.

17.24. По сообщению "ОВД-инфо" всего у Замоскворецкого суда задержано 214 человек.

16.10 Оглашение приговора будет продолжено 24 февраля.


16.09 "Подсудимый Луцкевич создавал препятствия полиции, делая невозможным задержания, не менее трех раз кинул куски асфальта, в кого попали – не установлено. Также вырвал шлем из рук полицейского Троерина…"

16.06 "Подсудимый Полихович схватил за руку полицейского Тарасова, строил металлические заграждения, препятствовавшие работе полиции…"

16.03 "Подсудимый Кривов, действуя умышленно, с применением силы вырвал у полицейского Алгунова резиновую палку. Когда Алгунов попытался ее забрать, Кривов нанес не менее трех ударов. Продолжая участвовать в массовых беспорядках, Кривов, препятствуя задержаниям активистов, толкнул полицейского Моисеева…"

15.55 "Подсудимый Савелов грубо схватил за кисти и обмундирование полицейского Гоголева, пытался втащить его в толпу. Гоголев испытал физическую боль..."

15.44 Видео задержаний:

Задержания около Замоскворецкого суда
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:35 0:00
Скачать медиафайл



15.42 Все подсудимые признаны виновными.


15.37 Протестующих задерживают на Татарской улице. А здесь идет трансляция оглашения приговора.

15.22 От здания суда отъехал очередной автобус с задержанными. Всего задержано, по разным сообщениям, от 40 до 100 человек.

15.17 Полицейские задерживают протестующих у здания суда и требуют, чтобы все разошлись, поскольку акция не санкционирована. Люди отвечают, что это не акция, а просто их не пускают в суд. Из здания суда вышла Людмила Алексеева, ей подарили букет тюльпанов. Ее провожают криками "Браво!" и аплодисментами.

15.15 Наш корреспондент в суде:



15.11 Началось оглашение приговора! Большинство журналистов в зал так и не пустили. Полиция продолжает жестко задерживать людей, выдергивая их из толпы. Через громкоговорители призывают разойтись – "ваша акция не согласована с исполнительной властью".

15.06 Первое фото из зала суда:



14.49 Частота задержаний увеличивается, берут уже по 5-6 человек. В ответ – скандирования "Фашисты!", "Не будет свободы – будет Майдан!".

14.45 Иногда они возвращаются:


14.38 По данным ovdinfo.org, задержано уже около 40 человек. Людей ведут один за одним в автозак, перед посадкой обыскивают. В числе задержанных – журналист телеканала "Дождь" Филипп Дзядко.

14.28 Из здания суда Наталья Джанполадова передает, что почти все в сборе, но, по общему мнению, оглашение приговора могут перенести на другой день. Около здания суда сняли шарики с плакатом "Герои 6 мая" – подогнали экскаватор, человек забрался в ковш и достал до проводов.

14.20 Мария Баронова говорит, что никто ее не бил. Ну и хорошо.


14.18 В зал суда начали запускать фотографов!

14.12 Мария Алехина: "Даже если приговор отложат до окончания Олимпиады, он вызовет большой резонанс. Если будет такой же общественный запрос на освобождение узников, как было с нами, с Ходорковским, с Фарбером – то возможен условный срок".

Новые задержания, полиция забрала активиста, развернувшего российский флаг.

14.07 Надежда Толоконникова: "Возможно, суд перенесут, чтобы не выносить приговор во время Олимпиады".

13.54 Корреспондент РАПСИ Мария Гусарова сообщает:


13.46 Илья Яшин (партия РПР-ПАРНАС) в интервью Радио Свобода: "Ждал, конечно, что людей придет больше. Надеюсь, что хотя бы кто-то получит условные сроки. Если будет приговор с реальными сроками, пойду вечером на Манежную, хотя сегодня приговора, по-моему, может и не быть".

Политик Илья Яшин - о своих ожиданиях от приговора по "Болотному делу"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:40 0:00
Скачать медиафайл



13.43 Уже более тысячи человек около суда. Сергея Пархоменко, по одной из версий, задержали после съемки вот этого сотрудника центра "Э":



13.37 Задержание Валентины Чубаровой опровергаем, она просто пыталась отбить одного из активистов у полиции. Сейчас дает интервью Радио Свобода: считает, что оглашение приговора могут специально растянуть на несколько дней. Скандируют "Майдан, на Манежку!". По данным ovdinfo.org, задержан сотрудник "Мемориала" Алексей Макаров.

13.30 Выпустили белых голубей, скандируют "Свободу узникам, нет диктатуре!". Один голубь остался сидеть на подоконнике соседнего здания.

13.36 Обструкции с использованием ненормативной лексики подверглась съемочная группа НТВ. Еще несколько задержанных тем временем, крики "Позор!".

13.20 Марию Баронову бьют, а полицейские снимают жетоны по приказу командиров:


Среди задержанных – журналист Сергей Пархоменко. Пришел Борис Немцов.

13.17 Начало процесса затягивается, к журналистам вышла пресс-секретарь суда и сказала, что команды запускать пока нет – сообщает корреспондент Радио Свобода. Журналисты выходят из суда на улицу покурить.

13.11 Шарики с плакатом "Свободу героям 6 мая" повисли на проводах:



13.06 Звук кришнаитского барабана доносится откуда-то из-за горизонта толпы. Человек 500 уже точно собралось.

13.02 Валентина Чубарова, дочь писателя Виктора Шендеровича, также задержана. Попала "под горячую руку", когда полиция волокла очередного активиста в автозак, а толпа пыталась этому помешать.

12.53 В числе задержанных – амнистированный "узник Болотной" Владимир Акименков. Полиция выстраивается в цепочку и оттесняет людей с проезжей части. Скандируют "Россия без Путина!" и "Беркуты!".

12.50 Задержанных уже несколько десятков, и задержания продолжаются:



12.47 Несколько человек скандируют "Банду геть!". Видео одного из задержаний:



12.39 Людмилу Михайловну пропустили. Обстановка немного успокоилась. Толоконникова рассказывает кому-то о своих приключениях в Сочи.

12.38 Пришла глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Алексей Навальный - блиц-интервью Радио Свобода
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:42 0:00
Скачать медиафайл



12.33 Тех, кто пришел в суд за документами или по другим делам, разворачивают со словами "в понедельник приходите". Баронову буквально унесли в автозак.

12.30 Людей выхватывают из толпы без видимых причин и тащат в автозаки.

12.27 Марию Баронову полицейские силой вытолкали за ограждение. На крышах автозаков люди в штатском, предположительно – сотрудники центра "Э".

12.22 Толпа кричит "Отпускай!". Бывшей уже "узнице Болотной" Марии Бароновой, как видно на видео, удалось каким-то образом проникнуть за ограждение. Давка, с полицейских, которые тащат через толпу задержанных, летят шапки. Выкрик на украинском: "Ждите, мы вас еще найдем!"

12.20 Начались попытки задержаний, задерживают кого-то из амнистированных ранее "узников Болотной". Активисты пытаются не пустить полицию к ним.

12.19 Люди скандируют "Свободу героям России!".

12.17 Алексей Навальный: "Прогнозов делать не буду, надеюсь на лучшее. И на то, что все те, кто был на Болотной тогда, никуда не делись, на Луну не улетели и придут" (очевидно, имеется в виду запланированная на вечер акция на Манежной площади).

12.03 Людей в ростовых куклах петухов (ну или кур, кому как нравится) и одного активиста, вступившего с ними в перебранку, забрали в автозак. У рамок, которыми ограничен проход людей, устраивают "пресс-центр Болотного дела", в рамках которого будет работать "открытый микрофон".

12.01 Нашистам, наряженным в костюмы петухов, хором кричат: "Уходите!".

11.53 Алексей Навальный с супругой тоже здесь.

11.44 У здания суда (вернее, на определенном удалении от него – ближе не пускает полиция) собралось уже 200-300 человек. Приехали Надежда Толоконникова и Мария Алехина, с ними – "нашисты" в костюмах петухов, в таких же участниц Pussy Riot встречали вчера в аэропорту по прилете из Сочи.

11.26 Журналисты на входе в суд:

Журналисты на входе в Замоскворецкий суд
Журналисты на входе в Замоскворецкий суд



11.21 В зал пускают даже не всех родственников – только тех, у кого фамилии совпадают с подсудимыми.

11.11 Корреспондент РС: пока никого из представителей прессы не пускают даже на этаж, где находится зал. Активистов и поддерживающих не пропускают к суду. Судя по всему, оглашение приговора увидят и услышат только подсудимые, их родственники, адвокаты и журналисты.

Здание окружено большим количеством полицейских автобусов, сообщает наш корреспондент:

Татарский переулок, утро 21 февраля
Татарский переулок, утро 21 февраля


Юрист "Агоры" Павел Чиков:



Самое жесткое наказание – 6 лет колонии – гособвинение запросило для Сергея Кривова и Александры Духаниной. Самое мягкое – пять лет – для Ярослава Белоусова. Остальным обвиняемым: Степану Зимину, Андрею Барабанову, Артему Савелову, Денису Луцкевичу и Алексею Полиховичу, – необходимо назначить наказание в виде пяти с половиной лет лишения свободы, считают прокуроры. Никто из восьми подсудимых вину не признал, они просили суд оправдать их.

В день приговора поддержать фигурантов "Болотного дела" собирается не меньше тысячи человек, по крайней мере, об этом свидетельствует страница мероприятия в социальных сетях.

– Я пойду к Замоскворецкому суду 21 февраля, потому что в этот день туда просто нельзя не пойти, – говорит один из организаторов акций в поддержку "узников Болотной", журналист Александр Рыклин. – Для всех тех, кто какое-то время хотя бы просто следит, что там происходит, за тем, что происходит в нашей общественно-политической жизни, за тем, что творится с нашим судопроизводством и уж конкретно с этим делом, невозможно оставлять все это в стороне. Каким будет этот приговор, я судить не возьмусь, но никаких шансов на оправдательный приговор, разумеется, нет. Все приговоры будут обвинительными. Другой вопрос: что последует за этими приговорами? Если они будут такими, что ребят освободят в зале суда, что называется "по отсиженному" – это одна история. Совсем другая история, если судья в какой-то части удовлетворит этот чудовищный прокурорский запрос: от пяти до шести лет лишения свободы. Там все сшито не то что белыми нитками, а Бог знает вообще чем. Что касается реакции людей, то я надеюсь, что в случае приговора "крокодильского" реакция общества будет яростной.

Солидарность с "узниками Болотной" выразил и Михаил Ходорковский, вот фрагмент текста, опубликованного на сайте пресс-центра Ходорковского:

"В истории России будет еще одна позорная страница о том, как невинных людей взяли в заложники, а мы ничего не сделали. Мы не раз слышали на мирных акциях протеста: "Один за всех и все за одного"! Сейчас самое время подтвердить этот лозунг и доказать, что мы не быдло, а граждане своей страны.

В истории России будет еще одна позорная страница о том, как невинных людей взяли в заложники, а мы ничего не сделали

В марше 6 мая 2012 года участвовало несколько тысяч человек. В кампании поддержки "узников Болотной" – несколько десятков. И даже поведение приставов, не пускающих публику в зал суда, доказывает, что такая поддержка необходима. Поверьте, ваше присутствие на обоих процессах по ЮКОСу и неустанный интерес в течение всех десяти с лишним лет очень помогали мне и Платону Лебедеву. Проявление солидарности нужно не только тем, кто за решеткой, но и нам. Именно об этом сказал пастор Нимёллер, не понаслышке знавший, что такое преследование за убеждения:

"Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто мог бы протестовать".

У нас уже почти совсем не осталось времени, чтобы поддержать "узников Болотной" до того, как захлопнутся двери тюрьмы. Эта поддержка важна не только заключенным и их родственникам, но и всем, кому небезразлична судьба России. Ее демократическое развитие".

Известно, что в суд в день приговора планируют прийти политики Борис Немцов, Михаил Касьянов, Алексей Навальный, правозащитница Людмила Алексеева, участницы группы Pussy Riot, бывшие фигуранты "Болотного дела", освобожденные по амнистии и другие.

С 11.45 мск Радио Свобода будет вести прямую видеотрансляцию от здания Замоскворецкого суда.

Судебное разбирательство по "Болотному делу" длилось больше восьми месяцев. За это время представители гособвинения продемонстрировали несколько десятков видеозаписей событий на Болотной площади, допросили более сорока потерпевших и свидетелей из числа сотрудников полиции, огласили показания и другие документы. Прокуроры убеждены, что после

Слепота гособвинения понятна, потому что если глаза открыть, то они должны были отказаться от обвинений

исследования этих доказательств у суда не должно быть сомнений в том, что события 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве были массовыми беспорядками. Доказательства защиты – среди которых были также десятки свидетельских показаний, видеозаписи и их расскадровки, на которых видны противоречия версии прокуроров – представители гособвинения называли "несостоятельными" и "не выдерживающими никакой критики".

Адвокаты настаивали не только на невиновности своих подзащитных, но и на том, что события 6 мая 2012 года на Болотной площади не были массовыми беспорядками. То, что произошло во время согласованной с властями города​ ​оппозиционной акции было спровоцировано, убеждены защитники: цепочка полицейского оцепления стояла иначе, чем было оговорено во время согласования с организаторами акции, что привело к давке и прорыву оцепления: толпа демонстрантов уткнулась в полицейских и не смогла пройти в зону митинга. Полицейские, как подтверждали в суде свидетели защиты, действовали неоправданно жестоко, задерживали без объяснения причин, участники акции были вынуждены защищаться.

Адвокат Сергей Панченко, защищающий Степана Зимина, отмечает, что приговор может быть непредсказуемым в силу политической подоплеки в "Болотном деле":

– У судьи есть то, что закон называет "внутренним убеждением", а в бытовом понимании – совесть. И она срабатывает либо так, либо иначе. Никишина вообще пользуется репутацией человека, который не любит, когда ей подсказывают определенные решения и когда ее подталкивают к определенным действиям. Это известно всем, кто имел с ней дело. Есть такая негласная традиция у суда: всегда несколько отступать от запроса прокуроров. Но я вспоминаю первое "Болотное дело", в котором я участвовал: там государственный обвинитель частично отказался от обвинения, потом суд частично исключил другие эпизоды обвинения. Однако общий срок, который был назначен подсудимым 3,5-4 года – был гораздо больше, чем мог бы быть. Они обвинялись по статье "Хулиганство". Если бы это была обычная "хулиганка", совершенная не нацболами, то они бы отделались меньшим сроком, чем получилось тогда. Я не берусь предсказать, что будет, но у меня в практике есть прецедент. При тех же самых статьях, при делах с политическим подтекстом наказание выносится более суровое. Что будет в данном конкретном случае, я не знаю, рад был бы ошибаться.

По мнению Сергея Панченко, формальных поводов для отмены приговора – каким бы он ни был – уже достаточно, но главное нарушение, по словам адвоката, в том, что людей судят "по выдуманному обвинению":

– Вменение 212 статьи изначально придает политический оттенок данному процессу, причем его придали не подсудимые своей позицией, а органы государственной власти. Второе нарушение – повсеместное для любого процесса в наших судах: главной задачей суда является не установление объективной истины, не оценка тех доказательств, которые представляет сторона обвинения и сторона защиты, а доработка за обвинением и затыкание тех дыр в обвинении, которые имеются, и всякое воспрепятствование защите. Такое впечатление, что обвинение сидело с нами в разных процессах. В прениях они повторили всю ту белиберду, которую написал в свое время следователь, отнеслись к этому абсолютно не критически. На видеозаписи изображено одно, они озвучивают совершенно другое. Такое впечатление, что мы с ними смотрели разные видеозаписи, допрашивали разных свидетелей и вообще сидели в разных процессах. Слепота гособвинения понятна, потому что если глаза открыть, то они должны были отказаться от обвинений. Они обязаны это сделать по закону, если обвинение не подтверждается. Они это не сделали, – резюмирует Сергей Панченко.

Адвокат Дмитрий Аграновский, защищающий Ярослава Белоусова, отмечает, что срок содержания под стражей обвиняемых истекает 24 февраля. По мнению адвоката, это означает, что в этот день их должны освободить из следственных изоляторов – до вступления приговора в законную силу, поскольку, как отмечает адвокат, в приговоре суд не может продлить меру пресечения, для этого необходимо возобновить судебное следствие. Аграновский обратился к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину с просьбой принять меры для соблюдения прав подсудимых.

Ожидается, что приговор подсудимым судья Наталья Никишина зачитает за один день.

Это уже четвертый приговор в отношении фигурантов "Болотного дела". В ноябре 2012 года к 4,5 годам колонии был приговорен Максим Лузянин, который признался в участии в массовых беспорядках и в применении силы по отношению к полицейским. Обвиняемый по этим же статьям Михаил Косенко в октябре 2013 года был признан виновным и решением суда отправлен на принудительное лечение. В апреле 2013-го к 2,5 годам был осужден Константин Лебедев, заключивший сделку со следствием и признавшийся в организации беспорядков 6 мая. Сообщается, что Лебедев уже направил прошение об условно-досрочном освобождении. Дело в отношении лидеров "Левого фронта" Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, которых также обвиняют в организации беспорядков, сейчас рассматривает Мосгорсуд. Подсудимые вину отрицают.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG