Ссылки для упрощенного доступа

Минус турецкие помидоры


Акция протеста у здания посольства Турции в Москве
Акция протеста у здания посольства Турции в Москве

Россия определилась с санкциями в отношении Турции за сбитый военный самолет, под запретом овощи, фрукты и туризм

Правительство России в ближайшее время опубликует полный перечень экономических санкций против Турции в ответ на уничтожение турецкими истребителями российского бомбардировщика на сирийско-турецкой границе.

В результате этих действий, признают эксперты, пострадают экономики обеих стран, хотя объем ущерба пока подсчитать трудно. Турция уже объявила, что извиняться за инцидент не собирается, но и вводить ограничительные меры в отношении российских компаний или граждан также не будет.

В минувшую субботу президент России Владимир Путин подписал указ о введении экономических санкций против Турции. Он обязывает правительство страны, в частности, в одностороннем порядке отменить безвизовый режим с этой страной и чартерные авиаперевозки с ней, ограничить поставки турецкой продукции на российский рынок, сократить долю участия турецких компаний и турецких граждан в российских проектах, в частности, в строительной отрасли. Кроме того, Москва готова пересмотреть свое участие и в некоторых энергетических проектах на территории Турции – среди них проекты строительства газопровода "Турецкий поток" и атомной электростанции "Аккую" в турецкой провинции Мерсин.

Как сообщает газета "Ведомости", в частности по ограничению поставок турецкого продовольствия чиновники намерены были действовать крайне аккуратно – особенно накануне новогодних праздников. После введения "антисанкций" в отношении европейской и американской агропродукции Турция смогла заметно увеличить поставки своего продовольствия на российский рынок. Теперь объявлено, что ввоз турецких овощей и фруктов Россия уже точно запретит в течение нескольких недель, будут также установлены отдельные точечные ограничения и в отношении других продуктов.

Главный экономист финансовой компании БКС Владимир Тихомиров пока не берется подсчитывать ущерб, который может понести Россия и Турция от введения российских санкций. Однако он полагает, что последствия ограничительных мер как минимум в двух отраслях российская экономика обязательно почувствует:

Внутренние цены на товары, попадающие под санкции, начинают расти

– Вопрос сложный, потому что мы не знаем окончательного списка. В принципе, по всей видимости, в двух областях, по крайней мере, российская экономика может потерять. Во-первых, это связано с поставками товаров и продовольствия из Турции. Турция была значимым поставщиком товаров народного потребления и продуктов питания на российский рынок, включая плодоовощную продукцию. И проблема заключается даже не в том, что это заместить невозможно. Но, как показывает наш недавний опыт, процесс замены устоявшихся торговых цепочек занимает определенное время, на протяжении которого, как правило, внутренние цены на товары, попадающие под санкции, начинают расти. Мы можем получить определенное повышенное санкционное давление, связанное с введением этих санкций, – это вызывает определенную тревогу. Правда, с учетом фактора базы, видимо, в динамике годовой инфляции мы это не очень сильно увидим. Инфляция все равно будет снижаться. Но, скорее всего, она будет снижаться медленнее, чем могла бы.

– А второй сектор, вероятно, это энергетика?

Возможно, России придется вновь договариваться с Украиной о продлении транзита газа через украинскую территорию

– Да, второй крупный аспект связан с крупными инвестиционными проектами, в том числе в области энергетики. Это, прежде всего, газопровод "Турецкий поток" и строительство АЭС. Здесь напрямую видны негативные последствия, связанные с альтернативными путями транспортировки газа в Европу, исключая Украину. Собственно говоря, вся идея создания сначала "Южного потока", а потом "Турецкого потока" заключалась в том, чтобы снизить зависимость российских поставок транзитом через Украину. Если проект "Турецкий поток" будет отложен, то фактически встает вопрос о том, что альтернативы другой нет. И возможно, России придется вновь договариваться с Украиной о продлении транзита газа через украинскую территорию, что и политически, и экономически, видимо, не очень было бы выгодно России. И с АЭС, видимо, прямые убытки будут для того же "Росатома", который рассматривал это как один из крупных проектов на ближайшее время, – отмечает Владимир Тихомиров.

В Москве первоначально действительно говорили о возможном прекращении сотрудничества с Анкарой в рамках проекта строительства газопровода "Турецкий поток", о котором стороны начали вести переговоры после того, как от другого маршрута – "Южного потока" Россия вынуждена была отказаться. Впрочем, как утверждает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин, все угрозы российских чиновников свернуть турецкий проект – это всего лишь пропагандистский блеф:

Об условиях этого соглашения шли какие-то споры, но документ так на свет и не появился

– Все дело в том, что проекта "Турецкий поток" как такового просто не существует. Есть устное заявление президента России, сделанное им 1 декабря 2014 года, когда он объявил, что у России нет возможности построить газопровод "Южный поток". На этот газопровод к тому моменту Россия через "Газпром" уже потратила примерно от 16 до 17 миллиардов долларов, не имея согласия с европейской стороны на принятие этого газопровода на территории Евросоюза. Это было чисто авантюрное решение – начинать строить и вкладывать миллиарды долларов в проект, который не имел никакого продолжения на европейской территории. Естественно, на этом нажились только приближенные к руководству подрядчики, а "Газпром" как госкомпания и госбюджет, естественно, понесли огромные убытки.

– И именно поэтому неожиданно для всех вдруг возникает проект "Турецкого потока"…

– Чтобы спасти лицо и показать, что решение с "Южным потоком" было не вполне авантюрным, президент и объявил, что теперь все эти приготовления будут касаться нового направления трубы, которое неофициально стало называться "Турецким потоком". Объявление об этом было встречено с гигантским удивлением как в самом "Газпроме", где к нему были не готовы, так и в Турции, которая понятия не имела, что на ее территории планируют построить газопровод, да еще и некий хаб по распределению газа в направлении Евросоюза. Позже, в принципе, начались неофициальные переговоры о судьбе этого потока и российская сторона даже сделала попытку подписать некое межправительственное соглашение. Об условиях этого соглашения шли какие-то споры, но документ так на свет и не появился.

– Почему, на ваш взгляд, сторонам не удалось договориться?

Угроза эта совершенно пустая. Прекращать несуществующий проект как-то глупо

– Турки недовольны были этим проектом. Россия на Петербургском экономическом форуме подтвердила, что газопровод пройдет мимо Турции, но по ее территории, и хаб планируется построить в Греции. Поэтому надежд на осуществление такого проекта не было никаких. "Газпром" не на уровне риторики руководителей, а на уровне самой компании просто прекратил этот проект, отпустил суда-трубоукладчики, которые стояли без дела почти год, списал все свои издержки и прекратил конкурсы на новые контракты по этому проекту. То есть проект не существует, никто над ним не работает, никто не разрабатывает ни инженерную его часть, ни даже название этого проекта. Поэтому, когда сейчас объявляют, что проект якобы может быть прекращен в виде наказания за позицию Турции, это не более чем пиар или пропаганда, поскольку угроза эта совершенно пустая. Прекращать несуществующий проект как-то глупо, я бы сказал.

– Сейчас российский газ поставляется в Турцию, в том числе, и по газопроводу "Голубой поток". Может ли так случиться, что Москва вдруг совсем рассорится с Анкарой и перекроет вентиль?

Турция могла бы справиться с такой проблемой. А вот по "Газпрому" это был бы серьезный удар

– Пока об этом никто не говорил. "Газпром" по этому маршруту поставляет от 12 до 14 миллиардов кубометров газа в год в Турцию. И "Газпрому" это очень выгодно, поскольку по старому соглашению он не платит никакой экспортной пошлины за газ, поставленный по данному трубопроводу, хотя стоимость его давно уже окупилась. "Газпром" здесь имеет очень серьезную выгоду. Для Турции это было бы серьезным ударом, поскольку ей пришлось бы закупать больше газа в сжиженном виде. В принципе, Турция могла бы справиться с такой проблемой. А вот по "Газпрому" это был бы серьезный удар. Но я вижу, что Россия пока не готова прекращать поставки газа в Турцию ни по "Голубому потоку", ни по традиционному маршруту через Украину, Румынию и Болгарию, – говорит Михаил Крутихин.

Наиболее серьезным ударом для турецкой экономики, как считают специалисты, могут стать ограничения в сфере туризма. Российские санкции предусматривают запрет на чартерные авиаперевозки и ограничение регулярных рейсов, а также рекомендации туристическим компаниям не продавать туры в Турцию. Россия, по мнению главного экономиста финансовой компании БКС Владимира Тихомирова, также может на этом потерять, но размер ущерба будет несопоставим с турецким:

– Мне кажется, по балансу турки потеряют больше, чем может потерять Россия. Потому что в итоге, конечно, с точки зрения простого обывателя, простого российского гражданина это будет негатив – закрывается еще один хорошо освоенный туристический рынок. Но с другой стороны, многие люди будут вынуждены искать альтернативы для отпуска. И вполне возможно, что такой альтернативой может стать отдых внутри России, что может поддержать российскую экономику, поскольку деньги будут тратиться внутри России, а не за рубежом.

Заместить уход турецких компаний с российского строительного рынка будет не проблематично

– Многие эксперты сегодня обращают внимание, что под российские санкции попадают турецкие строители – как компании, так и рабочая сила. В частности, как сообщил в понедельник первый вице-премьер Игорь Шувалов, с начала следующего года турецкие строители должны будут получать специальные разрешения на заключение новых контрактов на российской территории. Могут ли такие действия Москвы создать проблемы для российской строительной отрасли?

– Какой-то эффект будет, особенно если брать конкретные регионы и конкретные проекты. Но в целом строительная индустрия России достаточно конкурентна. Здесь очень много игроков, и какая-либо страна, какая-либо компания не занимает здесь доминирующего положения. Я думаю, что уход турецких строителей с этого рынка, наверное, будет сопровождаться негативным влиянием в определенных регионах или проектах, но в целом для экономики или для строительной индустрии России, на мой взгляд, эффект будет не очень значительный. Я думаю, что заместить уход турецких компаний с российского строительного рынка будет не проблематично.

– Иначе говоря, согласно вашим оценкам, потери для российской экономики все-таки будут, но они не окажутся столь же значимыми, как например, от введения "антисанкций" в отношении западных стран?

Сейчас эффект будет сходным, но существенно меньшим

– Да. Во-первых, разговор идет об одной стране. Во-вторых, разговор идет о стране, которая хоть и имеет существенную долю в российском импорте, но все-таки не доминирующую. Когда вводили российские "контрсанкции" против целой группы стран в прошлом году, шел разговор о существенном влиянии на импортные поставки, на сложившиеся торговые цепочки. Сейчас эффект будет сходным, но существенно меньшим. Поэтому я думаю, что сравнивать ситуацию августа прошлого года с текущей было бы неправильно. Конечно, текущая ситуация намного менее значима для экономики, чем события, которые происходили год назад, – полагает Владимир Тихомиров.

Турция, в свою очередь, отвечать Москве экономическими санкциями не планирует. Анкара не будет принимать каких-либо мер, которые бы отрицательно воспринимались россиянами, сказал в понедельник премьер-министр Ахмет Давутоглу. Вместе с тем, по его словам, за инцидент со сбитым российским военным самолетом Турция перед Россией извиняться также не намерена.

XS
SM
MD
LG