Ссылки для упрощенного доступа

Мэр, который продавал цемент


Игорь Пушкарев
Игорь Пушкарев

Почему Следственный комитет и ФСБ России пришли за мэром Владивостока Игорем Пушкаревым

Следственный комитет России возбудил уголовное дело против мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Ему вменяют злоупотребление должностными полномочиями и коммерческий подкуп. В здании городской администрации и дома у мэра прошли обыски. Для проведения следственных действий Игорь Пушкарев уже доставлен в Москву, ему предъявлены обвинения. Вечером в четверг Пушкарев и проходящий по этому же делу глава компании "Дороги Владивостока" Андрей Лушников были арестованы судом до 31 июля.

Игорь Пушкарев стал мэром Владивостока в мае 2008 года. До этого четыре года он был представителем Приморья в Совете Федерации. С 2001 года – краевым депутатом, а перед этим с 2000 года – депутатом городского совета Спасска-Дальнего. Этот небольшой город в 300 километрах от краевого центра и считается оплотом бизнес-империи без пяти минут бывшего градоначальника, который еще недавно не скрывал и губернаторских амбиций.

Пушкарев пошел в политику, управлять компанией стали его ближайшие родственники, в частности брат Андрей

В 2000 году Игорь Пушкарев стал генеральным директором компании "Спасскцемент". Это градообразующее для Спасска-Дальнего предприятие производит цемент, бетон и прочие материалы, необходимые для строительства, в том числе, и автодорог. Когда Пушкарев пошел в политику, управлять компанией стали его ближайшие родственники, в частности брат Андрей. А в 2002 году братьями была создана компания "Востокцемент", управляющая сейчас профильными предприятиям по производству и сбыту цемента и цементных изделий по всему Приморскому краю, а также в Еврейской автономной области и в Якутии.

С работой этой компании формально и связан нынешний поворот в судьбе Игоря Пушкарева. По версии следствия, он организовал тендер на покупку стройматериалов для дорог так, чтобы выиграть его смогла только одна компания – "Востокцемент". Она в результате тендер и выиграла. Теперь главу города по сути схватили за руку. Вот цитата из пресс-релиза Следственного комитета России (этим делом занималось не Приморское управление, а Москва):

Строительные материалы приобретались по завышенным ценам, за что лично Пушкарев получил не менее 45 миллионов рублей

"По версии следствия, в 2009–2014 годах Пушкарев, действуя вопреки интересам службы, из корыстной и иной личной заинтересованности, злоупотребляя должностными полномочиями, организовал приобретение МУПВ "Дороги Владивостока" у группы компаний "Востокцемент" строительных материалов в большом объеме. Стоит отметить, что возглавляют и контролируют "Востокцемент" близкие родственники главы города, а учредителем и собственником имущества "Дорог Владивостока" является администрация города Владивостока. При этом строительные материалы приобретались по завышенным ценам, за что лично Пушкарев получил не менее 45 миллионов рублей. Указанные действия повлекли тяжкие последствия в виде причинения муниципальному предприятию "Дороги Владивостока" ущерба в сумме более 158 миллионов рублей и образования кредиторской задолженности в сумме более 800 миллионов рублей".

У дома Игоря Пушкарева во время проведения там следственных действий
У дома Игоря Пушкарева во время проведения там следственных действий

Такие заявления Следственного комитета для многих могут показаться неожиданными, но только не для жителей края. О том, что ближайшие родственники Пушкарева владеют "Востокцементом", в Приморье не знали только самые ленивые. И о том, что большинство ям на дорогах Владивостока на совести этой же компании, тоже все были в курсе. И немногочисленные независимые издания города писали об этом многократно. Только до поры до времени это силовиков не интересовало.

Депутат Артем Самсонов
Депутат Артем Самсонов

– Зачастую мэрия объединяла несколько лотов на ремонт дорог в один большой на 200–300 миллионов, чтобы их мог выиграть только крупный подрядчик – МУПВ "Дороги Владивостока", – утверждает депутат Законодательного собрания Приморского края от партии КПРФ) Артем Самсонов. – Они выигрывают и сдают дело на субподряд. А те по условиям обязаны работать на давальческом сырье. Понятно, чье оно. Соответственно, идут нарушения. Например, надо класть асфальт на два слоя – один крупный, сверху мелкий. Но делается один – из крупной щебенки. Он начинает разрушаться, камни выпадают, попадает вода, замерзает, асфальт разрушается. Я писал жалобы в мэрию о том, что не соблюдаются условия – не реагируют... Но хищения, на мой взгляд, будут у любого мэра, который пришел из "Единой России", имел бизнес и сейчас его не бросает. Я часто бываю в мэрии – а мэра на месте нет, занимается своими делами, видимо. Если Черепков (Виктор Черепков, один из бывших мэров Владивостока. – РС) всегда был на месте, то Пушкарев в мэрии бывал наездами. Естественно, он будет работу мэра строить для помощи своему бизнесу.

О том, что у Пушкарева есть вертолет, в регионе уже лет пять как всем известно

Руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Владимир Маркин в официальном релизе высказывается эмоционально: "Вседозволенность, безнаказанность и размах Пушкарева характеризует лишь одна маленькая деталь – в водоохранной зоне озера Ханка специально для его отдыха была построена база с вертолетной площадкой". Но о том, что у Пушкарева есть вертолет, в регионе уже лет пять как всем известно, и правоохранительные органы это также до сих пор не интересовало. Да и объем хищений, инкриминируемых мэру Владивостова, многих не очень впечатляют.

– Надо сказать, что 160 миллионов ущерба, который якобы нанес Игорь Сергеевич бюджету Владивостока, – это ведь на самом деле незначительный эпизод, – говорит политолог Вячеслав Беляков. – Если мы сравним эту сумму с миллиардными хищениями на заводе "Звезда" или с тем, сколько украдено на строительстве моста через бухту Золотой Рог, мы увидим, что это, в сущности, не такие уж и большие деньги. Это еще раз нам говорит о том, что это [арест Пушкарева] – просто повод для принятия политических решений.

Политолог Вячеслав Беляков о "деле Пушкарева"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:19 0:00

По мнению Вячеслава Белякова, "дело Пушкарева" – это очередной виток затяжного противостояния между городскими и краевыми властями в регионе. До Пушкарева уже три градоначальника были вынуждены покинуть кабинеты после возбуждения уголовного дела. Виктора Черепкова в 1994 году, например, и вовсе в буквальном смысле выносили из мэрии ОМОНовцы вместе с санитарами (по официальной версии, у мэра тогда случился сердечный приступ, а милиционеры его просто убеждали поехать в больницу).

Встреча Владимира Путина с Владимиром Миклушевским. 30 мая 2016 года
Встреча Владимира Путина с Владимиром Миклушевским. 30 мая 2016 года

– Нельзя не отметить, в какой момент произошло задержание мэра и как это выглядело со стороны, – продолжает Вячеслав Беляков. – Целый день накануне по центральным каналам крутили новость о том, как Владимир Миклушевский (губернатор Приморского края. – РС) встречается с Владимиром Путиным. А на следующий день пришли за мэром. Не связать эти два события между собой, даже если они не особо связаны, сложно. Но. Подобные решения всегда принимает федеральный центр, поскольку это серьезный дестабилизирующий фактор. И никогда в жизни местные, региональные силовики самостоятельно не решатся без согласования с Москвой задержать мэра крупного города. Это невозможно. Местные силовики, возможно, даже не знали, что происходит.

Поэтому, как считает политолог, основная версия "дела Пушкарева" не столько уголовная, сколько политическая:

Мэр Владивостока, конечно, имеет огромный политический вес. Это и не должно нравиться любому губернатору

– Любые подобные вещи: аресты, задержания крупных чиновников (мэров, губернаторов) – это действия не правоохранительные, а политические, поскольку они влияют на политическую расстановку сил. Эти уголовные дела связаны с внутриэлитной борьбой, и только уже во вторую очередь – с хозяйственной деятельностью администрации. Сложно сказать, кто в этой ситуации главный оппонент мэра. Очевидно, есть две вещи: традиционная для Приморья борьба губернатора с краевой администрацией. И мэра – с городской администрацией. Владивосток – основной центр притяжения экономики, политических сил в регионе. Поэтому мэр Владивостока, конечно, имеет огромный политический вес. Это и не должно нравиться любому губернатору, ведь его политический вес должен быть выше, – полагает Вячеслав Беляков.

– Данное событие можно интерпретировать как победу главы региона в затяжном конфликте. Однако, если посмотреть хронологию, мы увидим, что между "белым" и "серым" домами (здания администраций губернатора и мэра во Владивостоке. – РС) были моменты более острых политических конфликтов, – отмечает политолог Павел Наливайко.

Однако на этот раз очередное "дело мэра" во Владивостоке разворачивается еще и на фоне избирательной кампании. 22 мая в Приморье и Владивостоке прошли так называемые праймериз "Единой России". Притом на одном из участков Игорь Пушкарев занял первое место (сейчас правящая партия уже исключила Пушкарева из своих рядов ввиду возбуждения в отношении него уголовного дела).

Наверняка центральная власть не хочет допустить подобного исхода в этом году

– Важно отметить, что в преддверии выборов в Законодательное собрание Приморского края стабильные позиции администрации города в краевом центре могли стать гарантом высокого результата партии "Единая Россия", – продолжает Павел Наливайко. – При этом победа некоторых кандидатов, поддержанных главой Владивостока на праймериз партии власти, не является каким-то фактором политической дестабилизации. А наоборот, она могла стать гарантом формирования межэлитных договоренностей на период избирательной кампании. В любом случае для команды губернатора такой расклад связан с дополнительными вызовами и рисками как в рамках важных выборов, так и в процессе выстраивания коммуникации с элитами в дальнейшем.

– Владивосток и Приморский край – традиционно протестный регион. Напомню, на прошлых выборах в Государственную думу пять лет назад результат партии власти в крае был один из худших по стране. А по Владивостоку "Единая Россия" на некоторых участках занимала почетное четвертое место после всех остальных парламентских партий. Наверняка центральная власть не хочет допустить подобного исхода в этом году. Хотя стоит отметить, что напряженности особой нет – что в городе, что в регионе, – говорит Вячеслав Беляков.

Он сам имел амбиции на кресло главы края. Ему снятие губернатора играло бы на руку

Есть, впрочем, и еще одна версия "дела Пушкарева" – конспирологическая, мол таким образом правоохранители "копают" под губернатора. Недавно под домашний арест был заключен ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец (его предшественником на этом посту как раз и был губернатор края Владимир Миклушевский), а также проректоры крупнейшего в регионе вуза. И именно от Иванца якобы ждут информации о делах главы региона.

Депутат-коммунист Артем Самсонов эту версию считает, впрочем, неправдоподобной: "Если бы мэр был из команды губернатора, то да, можно было бы так говорить. Но градоначальник у нас не из команды главы края. "Слить" информацию против губернатора мэр мог и до этого, потому что губернатор мэра не устраивал. Он сам имел амбиции на кресло главы края. Ему снятие губернатора играло бы на руку".

Таким образом, учитывая противостояние мэра и губернатора, арест главы Владивостока – это все-таки, скорее, приятная новость для Владимира Миклушевского. К тому же "дело Пушкарева" может отвлечь от других коррупционных скандалов и проблем в регионе.

Не думаю, что задержания в администрации города как-то ударят по администрации края. Скорее наоборот, они ее укрепят

– Все-таки, как я уже говорил, основа политических конфликтов в Приморском крае – борьба губернатора против мэра. И когда кто-то из них оказывается коррупционером, второй неизбежно становится борцом с этим коррупционером – независимо от того, как это происходит на самом деле. Не думаю, что задержания в администрации города как-то ударят по администрации края. Скорее наоборот, они ее укрепят и отведут фокус коррупционных подозрений от более ранних событий, связанных и с университетом, и с краевой администрацией, – полагает Вячеслав Беляков.

По версии следствия, у Пушкарева есть "подельник". Управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета России возбудило дело и против директора МУПВ "Дороги Владивостока" Андрея Лушникова. Этот человек раньше был не особо заметен, многие журналисты даже его имя не сразу вспомнили. Зато в СК его теперь знают хорошо. "В 2012-2014 годах Пушкарев передал Лушникову деньги в сумме не менее 1,4 миллионов рублей в качестве коммерческого подкупа, – говорится в сообщении. – За это Лушников вопреки законным интересам и уставным целям деятельности возглавляемого им предприятия, действуя в интересах Пушкарева и группы компаний "Востокцемент", обеспечил приобретение у входящих в указанную группу организаций строительных материалов для исполнения муниципальных контрактов по ремонту и содержанию дорог города Владивостока".

Пока исполняющим обязанности мэра Владивостока назначен первый заместитель главы Алексей Литвинов. В пресс-службе городской администрации утверждают, что она работает в штатном режиме.

XS
SM
MD
LG