Ссылки для упрощенного доступа

Борьба с распространением наркотиков в Чехии


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Елена Воронцова.

Надежда Перцева: В минувшее воскресенье в различных странах мира прошли мероприятия, связанные с Международным днем борьбы с распространением наркотиков. Однако борьба с наркотиками не исчерпывается публичными мероприятиями, это тяжелый ежедневный труд социальных работников, врачей, сотрудников правоохранительных органов. О том, как эта проблема решается в Чехии, в рубрике "Истории Запада и Востока".

Елена Воронцова, Прага: В Праге, как и в любом другом европейском городе, можно то и дело увидеть человека, вдыхающего дым явно не табачный, есть опасность в любой момент наступить на использованный шприц. По сравнению с другими странами Евросоюза, в Чехии употребляется меньше наркотических веществ. Однако, по словам специалистов, делать такие сравнения нелегко, так как кроме Чехии только Великобритания может представить квалифицированные статистические данные об обороте наркотиков.

Существовавший до 1999 года закон не предусматривал наказание за хранение наркотиков. О том, как и почему изменился этот закон, рассказывает врач, работник неправительственной организации "Дроуб Ин" Иржи Пржесл.

Иржи Пржесл: Тогда, чтобы наказать человека за хранение наркотических веществ, полиция должна была доказать, что эти вещества он хранит для передачи другим лицам, то есть с целью распространения. Доказывать это было непросто. И вот в 1999-м наши политики приняли решение вычеркнуть из того закона "хранение для другого лица" и теперь вот уже шестой год тот, кто имеет у себя нелегальное наркотическое вещество, тем самым нарушает закон.

Елена Воронцова: Тогда, шесть лет назад, в новой формулировке закона появилось туманное выражение о количестве "большем, чем мало". Многие до сих пор пребывают в уверенности, что хранение небольшого количества запрещенного вещества может сойти с рук. Другие считают, что подобные формулировки открывают двери коррупции: каждый чиновник волен на месте решить, какое количество превышает малое. В действительности дело обстоит иначе.

Иржи Пржесл: Это малое количество означает просто другую степень ответственности. Нет такого количества наркотика, который наш закон считал бы легальным, вопреки заблуждению многих людей, особенно молодых. С нашей точки зрения, принятие нового закона ничего не изменило. Что бы как-то изменилась ситуация с продажей наркотиков, я этого не заметил. Что бы это изменение закона кому-то помогло, я ничего об этом не знаю.

Елена Воронцова: В 2003 году по статистике в Чехии было выкурено более 10 тонн марихуаны, проглочено свыше миллиона таблеток "Экстази", а героина и первитина употребили более 5 тонн. Много это или мало? Доктор Иржи Пржесл, не первый год вплотную работающий с наркоманами, пытается трезво оценить ситуацию.

Иржи Пржесл: Кто-то скажет, у нас кошмар. Но это не более чем сенсационные заявления политиков или журналистов, за которыми не стоит никаких конкретных фактов. А если сравнивать статистические данные, то можно увидеть, что в Чешской республике очень мало носителей вируса иммунодефицита и больных СПИДом среди наркоманов. Это является большой проблемой в таких западных странах, как Швейцария, Франция или Великобритания. Я уже не говорю о странах на востоке от нас, например, об Украине. По моему убеждению, причиной того, что сегодня на Украине насчитывается более полумиллиона ВИЧ-инфицированных и, по всем данным, большинство из них те, кто употребляет наркотики внутривенно, так вот причина этого - пренебрежение так называемой практикой снижения риска. Я имею в виду, прежде всего, обмен шприцов, программа для налаживания контакта с улицей, прямую работу с людьми. Насколько я знаю, там все выглядит наоборот: больные наркоманией приравнены к преступникам, не лечатся, программа обмена шприцев там отсутствует и, как следствие, они колются грязными иглами и так далее.

Елена Воронцова: Первые программы "Харм редакшен" или "Снижения риска" появились в Америке более 40 лет назад. Они давно доказали свою эффективность.

В Западной Европе существует тенденция различать наркотики в соответствии со степенью риска, но Чехии пока до этого далеко.

Иржи Пржесл: Я однозначно утверждаю, что наркотик номер один, который ведет к бедственной картине зависимости, в большинстве случаев не марихуана, а алкоголь. Безусловно, именно алкоголь служит первыми воротами, через которые человек проходит, и он же приносит нашему обществу большинство проблем, связанных с преступностью, травмами на рабочем месте, автокатастрофами и так далее. Если сложить вместе весь ущерб от алкоголя, то о нелегальных наркотиках будет вообще смешно говорить. Если говорить об уровне смертности, то хуже всего выглядят прямые последствия курения - еще одного легального наркотика.

Около 20 тысяч человек ежегодно умирают в стране от прямых последствий употребления табака. При том, что тяжелые наркотики убивают 30-40 человек в год. Это нельзя даже сравнивать. Нельзя недооценивать вред от легальных наркотиков. Но общество наше к ним весьма терпимо.

Елена Воронцова: И что же правительство могло бы сделать для улучшения ситуации с легальными наркотиками?

Иржи Пржесл: Во-первых, можно было бы существенно ограничить рекламу. Не должна пропаганда табака и алкоголя быть такой, какой мы ее видим сейчас. И, откровенно говоря, я был бы за запрет курения в общественных местах, в ресторанах и кафе, как это сделали в Ирландии или в Италии. Если это работает у них, почему бы не сделать так и у нас? Хоть сам я иногда и закуриваю, но, думаю, что всем бы это пошло на пользу и ничего страшного бы не случилось.

XS
SM
MD
LG