Ссылки для упрощенного доступа

Долги по заработной плате в России продолжают расти


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Екатерина Лушникова и Денис Каменщиков.

Андрей Шароградский: Долги по заработной плате в России продолжают расти. По данным Росстата, с начала марта этого года задолженность выросла почти на 700 миллионов рублей и составила 8,75 миллиарда рублей. Большая часть невыплат приходится на частные производства, а также на предприятия военно-промышленного комплекса, у которых из-за кризиса становится меньше заказов.

Любовь Чижова: Только за последний месяц, по данным Росстата, потеряли работу около миллиона россиян, так что сейчас в стране 7 миллионов безработных, а к концу года станет 9. И задержек по выплате зарплаты также становится больше: как сообщает тот же Росстат, за март долги выросли почти до 9 миллиардов рублей. Чаще всего задерживают выплаты работникам обрабатывающих отраслей, а также частных предприятий, связанных со строительством.
Но кризис не обошел и предприятия военно-промышленного комплекса: уже пять месяцев не получают зарплату сотрудники машиностроительного завода "Молот" из Вятских Полян. Производство остановлено, а людям вместо денег выдают продуктовые пайки. Подробнее об этом рассказывает корреспондент Радио Свобода в Кировской области Екатерина Лушникова.

Екатерина Лушникова: Производство здесь остановлено. Вместо изготовления пулеметов Калашникова рабочие занимаются уборкой в цехах, вместо денег люди получают продуктовые пайки: тушенку, макароны, сахар, рис, гречневую крупу и бутылочку подсолнечного масла. Сейчас такой паек выдали только самым нуждающимся. В очереди еще 2 тысячи человек. Одна из тех, кому повезло, Валентина Данильченко, на заводе она работает станочницей.

Валентина Данильченко: 37 лет почти стажа у меня. Я никогда не думала, что мы вот доживем до такого дня, что вот так вот придется унижаться. Заработанные деньги получать мы не можем! С ноября месяца не платят. Ну, 150 рублей, 270 дали - что на них можно купить? Думаете, не обидно, когда есть заработанные деньги - и получить нельзя!

Екатерина Лушникова: Полине Шаклеиной 24 года, она тоже работает станочницей на заводе "Молот". Недавно Полина вышла замуж, сейчас она ждет ребенка. Но кормить этого ребенка, похоже, будет нечем.

Полина Шаклеина: Девочка высветилась. Вот нужны вроде бы как овощи, фрукты, а какие там овощи, фрукты, если одна картошка?

Екатерина Лушникова: На последнем митинге в Вятских Полянах рабочие завода "Молот" потребовали выдать им зарплату уже не продуктами, а пулеметами Калашникова...

Любовь Чижова: А рабочие биохимического завода в поселке Лобва Свердловской области перестали получать заработную плату еще до кризиса. На сегодняшний день им должны за два года работы. Ровно год люди пытаются добиться справедливости, устраивая голодовки. Предприятие закрыто, все уволены, денег нет. Накануне работники Биохимического завода встали в бессрочный пикет у здания администрации Свердловской области. С ними встретился корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Денис Каменщиков.

Денис Каменщиков: 44 человека встали с плакатами у подножия здания областных властей в бессрочный пикет. Организатор акции протеста Андрей Абузяров говорит, что они никуда не уйдут, пока не добьются выплаты денег.

Андрей Абузяров: Обращение, которое у нас есть, оно не меняет свой смысл уже на протяжении целого года - это запуск предприятия в работу для того, чтобы у нас были рабочие места и средства к существованию. И второе - это погашение долга по заработной плате.

Денис Каменщиков: Предприятие производило технический спирт и худо-бедно работало. Зарплату, правда, не платили, но надежда была: правительство области пообещало найти покупателей на спирт и посодействовать в смене собственника. Обещали даже какого-то немецкого инвестора, который будет производить на основе гидролизного спирта биотопливо. Люди поверили и прекратили голодовку. Но денег так и не увидели. Стало только хуже. Завод был признан банкротом, закрыт, а все сотрудники уволены. Пикет продолжается...

Любовь Чижова: Руководитель Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон считает, что в ближайшее время долги по зарплатам в России будут увеличиваться. Но массовых протестов по этому поводу он не прогнозирует.

Владимир Гимпельсон: Те отрасли, которые имеют более сложное экономическое положение, это различные отрасли обрабатывающей промышленности, строительства, обрабатывающей промышленности - это, я думаю, металлургия, в принципе, может распространиться на все отрасли. Но пока сосредотачивается в коммерческом секторе. Как мы помним, 10 лет назад одним из инициаторов роста долгов было само государство, которое не платило учителям, врачам и тем самым стимулировало всех остальных делать то же самое. Сейчас пока этого не происходит благодаря тому, что финансовое положение государства пока достаточно сильное, оно справляется.

Любовь Чижова: Пока государство справляется, а долго ли оно еще может справляться?

Владимир Гимпельсон: Ну, на этот вопрос никто вам не ответит, потому что никто не знает, как долго будет кризис, никто не знает. как быстро разойдутся те резервы, которые у государства есть, никто не знает, какую государство будет проводить политику. Это все, так сказать, неизвестные в большом-большом уравнении. Но в принципе, естественно, что те резервы, которые есть, они конечны.

Любовь Чижова: В связи с ростом невыплаты заработной платы стоит ли ожидать увеличения уровня социальной напряженности? Готовы ли люди устраивать митинги, забастовки, отстаивать свои права, требовать выплаты заработной платы?

Владимир Гимпельсон: Эту проблему нельзя оценивать вне контекста общей ситуации на рынке труда. Вообще, надо сказать, что 10 лет назад, когда долги были значительными, они не были катализатором каких бы то ни было особых социальных протестов. Дальше люди достаточно спокойно это принимали, потому что они понимали, что долги по зарплате являются в каком-то смысле заместителем безработицы. Что такое долги по зарплате? Это выбор между такой формой адаптации либо сокращением. И многие предпочитают таким образом, потому что надеются, что их предприятие, их организация в конечном счете встанет на ноги, на свои финансовые ноги и расплатится с долгами. Так, в общем, и произошло в начале 2000-х, когда возобновился экономический рост. Поэтому рационально мыслящие люди понимают, что здесь есть своего рода выбор - либо одно, либо другое. Тем более что сейчас государство очень активно вмешивается в финансовую жизнь предприятий, не допуская долгов. Вот недавно была статья в одной из центральных газет о том, что за долги руководителей предприятий привлекли к уголовной или к административной ответственности, поэтому многие этого боятся. Но альтернатива - это закрытие этого предприятия, альтернатива - это увольнение, альтернатива - это потеря работы. Поэтому сказать, что лучше для конкретного человека, в общем случае достаточно сложно. Социальные протесты произрастают не из долгов и безработицы, а из сочетания очень многих обстоятельств.

Любовь Чижова: Это было мнение руководителя Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона. Специалисты Росстата сообщают, что сейчас больше всего долгов по зарплате на предприятиях Хабаровского края, Чеченской республики, Самарской области, а также Москвы и Московской области.
XS
SM
MD
LG