Ссылки для упрощенного доступа

В Историческом музее подвели итоги проекта "Археология для слепых и слабовидящих детей"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Евгения Назарец: В Историческом музее подвели итоги действовавшего в течение учебного года социально ориентированного проекта "Археология для слепых и слабовидящих детей". Во время занятий таким детям предлагают знакомиться с древними предметами на ощупь и, отступая от обычных музейных правил, позволяют брать их в руки.

Лиля Пальвелева: Занятия с незрячими детьми - это эксперимент для Исторического музея. Ничего подобного прежде здесь не было. Руководитель проекта - зав. отделом археологических памятников музея Наталья Шишлина. Ей слово.

Наталья Шишлина: У нас в Москве пять школ для слепых и слабовидящих детей. И оказалось, что мы даже не смогли удовлетворить всех желающих. Наши занятия состоят из четырех экскурсий. Это не просто один раз ребенок пришел в музей, потому что это ребенок, с которым нужно больше работать, больше ему объяснять, больше времени требуется. Поэтому у нас этот поход в музей - настоящее исследование руками фрагментов истории. Мы разрабатывали интерактивные сюжеты, мы с ними играли. Они становились охотниками сначала на мамонта, затем они становилось рыболовами. Мы принесли из дома настоящие шкуры. Мы принесли нитки. У меня есть коллекция ниток, сделанных из жил, с Чукотки. И вот они с этими подлинными вещами из наших собственных раскопок, копейными вещами они прокалывали дырки, шили одежду. Точно так же, когда мы потом перешли в эпоху Бронзового века, эпоху земледелия и скотоводства. Это я собирала прошлым летом - и дикие злаки, и окультуренные злаки. Они должны были настоящими серпами этот урожай собрать, потом они должны были смолоть это все терками. То есть они исследовали и играли, поэтому им было все понятнее и интереснее.

Лиля Пальвелева: В этой работе учитывалось, какими чуткими бывают пальцы людей, лишенных зрения. Наталья Шишлина показывает глиняные горшки, сделанные для таких занятий - с рельефным орнаментом и шероховатыми стенками.

Наталья Шишлина: Керамику делали археологи, которые занимаются изучением того, как эти предметы изготавливались в древности, - в керамической лаборатории Самарского университета педагогического. Это наши давние друзья, и они занимаются воссозданием секрета изготовления глиняной посуды. Они делали эти сосуды по настоящим рецептам. То есть это аутентичные копии.
Основной принцип музей - "руками не трогать". А для того, чтобы открыть наши двери детям с ограниченными возможностями, интрига нашего проекта заключалась в том, чтобы позволить им все трогать. Поэтому изначально, когда мы знакомились с опытом других музеев, - к сожалению, российский опыт очень немногочисленный, - мы поняли, что мы должны сделать копии наших великолепных коллекций. Наши модели мы храним - 1 миллион 650 тысяч. Из них мы выбирали шедевры и сделали копии предметов из самых разных материалов: кость, костяные украшения, поясные пряжки, кремень, орудия труда эпохи палеолита и более поздней эпохи неолита... И мы сразу хотели, чтобы наш проект отличался от проектов других музеев, в том числе Эрмитажа, где занятия проходят в классе. Мы хотели позволить детям прийти именно в музей. Поэтому мы сделали мобильную площадку, купили стол, который передвигали из эпохи в эпоху, и на столе были те предметы, которые они могли изучать.

Лиля Пальвелева: Наряду с копиями, дети могли потрогать фрагменты подлинной древней керамики. Также им позволили ознакомиться с каменными изваяниями из постоянной экспозиции, стелами и скифскими бабами.
XS
SM
MD
LG