Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Джугашвили хочет ответить за деда


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Михаил Саленков: Басманный суд Москвы сегодня рассмотрит иск внука Сталина Евгения Джугашвили к "Новой газете". Это иск о защите чести и достоинства. Джугашвили намерен взыскать с издания 10 миллионов рублей. Поводом для судебного разбирательства послужила публикация Анатолия Яблокова под заголовком "Виновным признан Берия". В статье были использованы документы, с которых сняли гриф секретности, из которых следовало, что Сталин лично подписывал приказы о расстреле советских граждан.
Внук Сталина требует, чтобы газета опровергла несколько цитат из статьи. Когда иск был заявлен, моя коллега Тамара Ляленкова побеседовала с заместителем главного редактора "Новой газеты" Олегом Хлебниковым.

Олег Хлебников: Если сын за отца не отвечает, как говорил Сталин, то, наверное, внук хочет ответить за деда, это я могу понять, ему хочется утвердить собственное право считать, что он наследник достойного человека. Это я могу понять по-человечески. А что касается его конкретных претензий, они временами кажутся даже смешными. Например, что Сталин и чекисты повязаны большой кровью, он это подвергает сомнению. Но на этот счет в принципе существует много документов, которые подтверждают именно, скажем так, кровожадность Сталина. Как известно, были квоты на расстрелы по всем областям России во времена большого террора, 1937-1938 годов. Но даже если предположить, что одни нашли, допустим, 3500 врагов народа с какой-нибудь Кировской области, то потом Сталин своей рукой исправлял это в сторону увеличения, не 3500, а 6000 уже надо было расстрелять.
Второй пункт иска связан с Катынью. В статье Яблокова была такая фраза, что Сталин не понес даже моральной ответственности за убийство 22 тысяч польских офицеров и жандармов, которые были взяты в плен осенью 1939 года, то есть во время начала Второй мировой войны. Статья, кстати, так его называла "За все ответит Берия". Потому что, когда, наконец, стали заниматься катыньским делом, остановились именно на Берии, дальше не пошли. Но это было тоже распоряжение Сталина, соответственно, мы считаем, что можем это доказать с помощью документов. Еще там какие-то моменты, которые, как мне кажется, стоят общественного внимания, тем более от тоталитаризма Россия остается несвободной.
XS
SM
MD
LG