Ссылки для упрощенного доступа

Кому будет принадлежать магистральный газопровод на территории Грузии


Ирина Лагунина: В Тбилиси обсуждают законопроект, согласно которому магистральный газопровод “Север-Юг”, по которому газ поступает из России в Армению, может подлежать приватизации. Долгое время этот газопровод считался стратегическим объектом. Страхи, конечно, порождает перспектива, что часть акций может выкупить российский Газпром. Материалы радио Эхо Кавказа на эту тему подготовил Александр Касаткин.

Александр Касаткин: Еще в 2005 году Грузия намеревалась продать газопровод российской компании "Газпром". Однако это решение было крайне отрицательно встречено Вашингтоном. Тема была закрыта после подписания Грузией и США соглашения, которое предусматривало, в том числе, и реабилитацию газопровода на условии, что Грузия откажется от идеи продажи этого объекта. Однако в последнее время все чаще звучат утверждения, что государство является плохим менеджером, и подобные коммуникации должны быть переданы частному бизнесу.
Рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Нона Суварян.

Нона Суварян: В Тбилиси спорят по поводу законопроекта, согласно которому реабилитированный при помощи правительства США магистральный газопровод “Север-Юг” может подлежать приватизации. Долгое время этот газопровод считался стратегическим объектом. Однако в последнее время некоторые эксперты говорят, что государство является плохим менеджером, и подобного рода объекты должны находиться в руках частных предпринимателей.
Но другая часть экспертов боится, что магистральный газопровод может перейти в управление российской компании “Газпром”, тем более, что этот вопрос уже рассматривался несколько лет назад.
Закон о государственном имуществе, согласно которому магистральный газопровод перенесен в список объектов, подлежащих приватизации, уже инициирован в парламенте Грузии председателем юридического комитета Павле Кублашвили. В пятницу на заседании парламента депутат Гия Цагареишвили спросил у премьер- министра Ники Гилаури о возможности приватизации газопровода. Ника Гилаури ответил, что правительство не собирается приватизировать газопровод.

Ника Гилаури: Контрольный пакет, 51 процент не будет продан. 5-15 процентов акций могут быть вынесены на Лондонскую биржу. Это будет хорошо как для международного имиджа страны, так и для инвестиционной среды. Это не произойдет в этом году. Для этого нужен определенный период времени.

Нона Суварян:
Профессор Тбилисского государственного университета Нодар Хадури подчеркивает – главное не то, что говорит премьер-министр, а то, что записано в законе. В инициированном законопроекте говорится всего лишь о том, что магистральный газопровод можно приватизировать. Ничего не говорится и о том, что контрольный пакет акций будет в руках правительства.
Нодар Хадури говорит о главном риске, сопутствующем приватизацию газопровода:

Нодар Хадури: Его новым владельцем может стать “Газпром”, у которого есть огромные средства и свои вооруженные силы, а также законодательно есть право защищать свое имущество на территории других государств.

Нона Суварян: Хадури считает, что до тех пор, пока отношения между Россией и Грузией будут напряжены, передача этого объекта, хотя бы частично, “Газпрому” представляет опасность. Путем провокации он может быть использован против Грузии, считает эксперт.
Эксперт по вопросам экономики Гия Хухашвили считает магистральный газопровод стратегическим объектом, но не является противником его приватизации.
Он отмечает, что исходя из интересов энергетической безопасности страны не рекомендуется необдуманная приватизация или передача управления газопровода политически мотивированным иностранным субъектам. В данном случае, Гия Хухашвили подразумевает российскую компанию “Газпром”.

Гия Хухашвили: В случае магистрального газопровода, частный субъект, то есть бизнесмен, конечно же не будет заинтересован в такой приватизации или управлении, потому что это не бизнес, то есть не прибыльное дело. Раз уж изъявляется определенный интерес, делается логическое заключение, что только политически ангажированная компания, имеющая политический интерес, может заинтересоваться приватизацией данного объекта.

Нона Суварян: При этом Гия Хухашвили говорит, что 10-15 процентов акций можно продавать даже “Газпрому”, так как это не решающий пакет:

Гия Хухашвили: Я просто сомневаюсь, что 10-15 процентов объекта, который находится в режиме “кота в мешке” кто-то купит, потому что эту организацию надо сначала акционировать, а во вторых привести к международным стандартам для того, чтобы вынести на Лондонскую биржу. Акции газопровода вынести на рынок Лондонской биржи просто смешно.

Нона Суварян: Хухашвили говорит о том, почему важен этот газопровод. По словам эксперта, это определенный рычаг для соблюдения баланса в системе энергоснабжения всего региона. И если Грузия упустит этот рычаг, передав “Газпрому” или его дочерней компании в Армении, роль Грузии в этой системе будет ослаблена.
В 2005 году правительство Грузии намеревалось продать газопровод именно “Газпрому”. Правительство США тогда настоятельно посоветовало воздержаться от этого шага. Тема была закрыта после того, как между Грузией и США было оформлено соглашение в рамках “Программы вызовов тысячелетия”, которое, наряду с другими проектами, предусматривало реабилитацию магистрального газопровода. Условием было то, что Грузия не будет продавать этот объект.
По словам эксперта по вопросам экономики Резо Сакеваришвили, в период этого соглашения, до апреля 2011 года, этот газопровод не должен быть продан. Если это произойдет, то только с согласия “Фонда вызова тысячелетия”. Иначе может быть поставлен вопрос возвращения 400 миллионов лари, потраченных на все проекты, включая реабилитацию газопровода.

Александр Касаткин: Монопольным поставщиком газа в Армению является Россия. Объем транзита российского газа по территории Грузии составляет в среднем 6,5 млн кубометров в сутки. Зимой объем увеличивается до 9 млн кубометров в сутки. Представитель "АрмРосгазпром" подтвердил, что компания уже обсудила возможность продажи газопровода с грузинскими коллегами.
Законопроект о государственном имуществе, предусматривающий снятие ограничения на продажу магистрального газопровода, вызывает шумные обсуждения на заседаниях парламента Грузии.
Рассказывает Мзия Паресишвили

Мзия Паресишвили: В Грузии не утихают споры по поводу изъятия газопровода Север-Юг из списка стратегических объектов страны. Законопроект о государственном имуществе, который предусматривает снятие ограничения на продажу магистрального газопровода, вызвал шумное обсуждение на заседании парламента Грузии во вторник.
Законопроект еще раз провел разделительную линию между парламентским большинством и малочисленной оппозицией.
Представитель христианско-демократической партии Георгий Ахвледиани обвинил правящую партию в неправильной ориентации в политике:

Георгий Ахвледиани: Вы находитесь в непонятном положении. Вы с саблей в одной руке, крайне недипломатично, но воюете с Россией, а другой рукой практически все стратегические объекты или уже отдали России или же создаете перспективу для этого.

Мзия Паресишвили: Депутаты от парламентского меньшинства вновь потребовали внесения в законопроект положения, которое обеспечит возможность продажи лишь 49% акций газопровода.
Но и на втором слушании законопроекта о государственном имуществе эти аргументы остались неуслышанными. Правящее большинство обвинило оппозицию в отсутствии конструктивизма и компетентности по ряду вопросов. В итоге, 68 голосов поддержало законопроект, а 4 депутата проголосовали против.
Автор законопроекта, председатель юридического комитета Павле Кублашвили заявил, что сколько бы разговоров не вызвал этот вопрос, существует один “простой ответ” – “газопровод не продается России”. Хотя соавтор законопроекта и заместитель Кублашвили, депутат Лаша Тордия говорил противоположное на встрече12 июля с экспертами, политиками и общественными деятелями.

Лаша Тордия: Не хочу, чтобы вы сочли, что я политически благосклонен по отношению к Российской Федерации, но если вас интересует мое личное мнение, продажа газопровода России не создаст проблемы.

Мзия Паресишвили: После этих слов эксперт Гия Хухашвили в знак протеста покинул зал.

Гия Хухашвили: Геополитической функцией Грузии является ее транзитный потенциал. Cтратегическая цель состоит в том, чтобы Грузия стала частью единой системы европейской энергобезопасности. А такие проекты, которые правительство хочет принять, ставят под сомнение исполнение этой функции в будущем.

Мзия Паресишвили: По магистральному газопроводу происходит транспортировка российского природного газа в Армению через территорию Грузии. В настоящее время управлением газопровода занимается Корпорация нефти и газа Грузии.
Правительство Грузии заявило, что власти могут вынести минимальную часть акций газопровода на Лондонскую фондовую биржу, но это не произойдет в течение ближайших 1-2 лет.
Эксперты обращают внимание, что в апреле 2011 года истекает условие, которое правительство США поставило перед властями Грузии. В рамках “Программы вызовов тысячелетия” между Грузией и США было оформлено соглашение, которое, наряду с другими проектами, предусматривало реабилитацию магистрального газопровода и настоятельно рекомендовало не продавать газопровод России. Проект завершился в феврале этого года. На реабилитацию трубопровода были потрачены 35 млн. долларов США.
Для утверждения спорного законопроекта осталось одно парламентское слушание.

Александр Касаткин: Министр экономики и устойчивого развития Грузии Вера Кобалия попыталась погасить опасения экспертов и общественности. По ее утверждению, правительство планирует продажу не более 15% акций газопровода через два-три года. Впрочем, далеко не все доверяют словам министра. Скептики утверждают, что когда правительство получит на руки пакет акций газопровода, оно легко откажется от всех своих обещаний.
Грузинские власти, считает Кети Бочоришвили, часто, решая крайне важные для всей страны вопросы, не считают необходимым посвящать в свои планы население.

Кети Бочоришвили:
“Добро” на приватизацию магистрального газопровода Север-Юг, который волею парламентариев перестал быть для Грузии стратегическим объектом, вызвало много споров – не предает ли власть интересы страны? А вместе с тем и немало домыслов – кому это на самом деле нужно и для чего?
Гипотезы прозвучали самые разные: одни считают, что это происки “Газпрома” (читаем –Кремля), который, воспользовавшись лояльностью готовых к “перезагрузке” американцев, решил взять реванш за провалившуюся попытку пятилетней давности купить эту самую магистраль. Другие рассматривают это как следствие некоего тайного сговора ближайших стратегических партнеров - Тбилиси и Баку. То есть магистраль, по которой Армения получает из России газ, они якобы намереваются сделать объектом торга и вынудить пойти на уступки Москву и Ереван соответственно. Третьи утверждают, что это направленная против энергобезопасности всей Европы хорошо продуманная игра выдающих себя за прозападных, но на деле лоббирующих интересы “Газпрома” грузинских политиков.
При этом никто не сомневается, что никаких экономических выгод продажа технически устаревшей магистрали не принесет ни продающему, ни покупающему – выгода будет сугубо политическая. Тогда где же правда и как сориентироваться в этом великом множестве догадок и предположений?
И тут напрашивается мысль – а вдруг ларчик открывается просто? Может, это всего лишь первая ласточка, вылетевшая из гнезда теперь уже прочно угнездившейся грузинской власти? Власти, почуявшей, что с укреплением собственных позиций после победы на выборах и недавнего визита Хиллари Клинтон не надо будет перед кем-то держать ответ в собственном доме. Тем более, тратить усилия, чтобы отмахиваться от “надоедливой и вездесущей оппозиции”, требующей ответа за каждое свое действие. То есть, спокойно делать все, что не удавалось делать раньше по формуле: решаем, как хотим, поступаем, как считаем нужным – это наша страна, и в ней мы - хозяева.
Стало бы легче на душе, если бы такая точка зрения была опротестована как абсурдная и не имеющая право на жизнь. А если нет? Тогда каких решений надо будет ждать дальше? Какие объекты постигнет та же участь в следующий раз? И когда этот следующий раз наступит? Кто ответит?
XS
SM
MD
LG