Ссылки для упрощенного доступа

Вопросы натурализации


В последние годы политическая жизнь в Петербурге полностью определяется погодой. Наступит зима, выпадет снег – политический скандал налицо. На новом этапе политической жизни врагами горожан оказались слепые природные силы в обличии жары. От жары отказывают кондиционеры, зависают банкоматы, встают трамваи, обрываются тросы в парке развлечений. Снова возник простор для политического дискурса: благодаря жаре у главного санитарного врача Онищенко появилась возможность выступить с инновационным предложением о введении сиесты.

В политической теории подобного рода видоизменение политики называется натурализацией. Суть проста: при натурализации политика как сумма отдельных усилий, направленных на достижение конкретных результатов, подменяется неким "естественным процессом", в рамках которого все движется как бы само по себе, независимо от граждан как агентов политики, в сфере, неподвластной их влиянию – на манер атмосферных процессов и смены времен года.

Разоблачать эксплуататорский характер натурализации я не стану: с этой задачей за сто с лишним лет до меня вполне справился классический марксизм. Но посмотрим на лето с другой стороны. Превратившись в главного фигуранта натурализованной политики, лето ведь само по себе не исчезло – а значит вполне может стать источником политики реальной. Если его должным образом не обслужить.

В последние годы я наблюдаю большой подъем туристическо-просветительской самодеятельности. То тут, то там возникают группы любителей истории родного края, знатоков местной архитектуры, самодеятельных изучателей определенного исторического периода. Группы эти организуют самые разнообразные экскурсии и поездки: от однодневных прогулок по малопримечательным пригородам до двухнедельных поездок в определенную местность (с докладами, приглашенными лекторами и дискуссиями). В Петербурге на базе одной из арт-галерей даже действует самодеятельное туристическое агентство, направленное на удовлетворение краеведческого любопытства.

С исторической точки зрения меня в этом явлении удивляет полное равнодушие государства. Ведь известно же, что какую-то сотню лет назад пешие походы по окрестностям с образовательной целью являлись мощным инструментом воспитания патриотизма. Такую роль выполняло с начала XX в. до воцарения национал-социализма немецкое молодежное движение "перелетных птиц" (Wondervogel), схожую функцию осуществлял чешский Sokol, советские красные следопыты тоже с успехом разжигали в сердцах любовь к родному краю. Удивительно, что явный национализм нынешних властей не пытается найти выход в поддержке сходных феноменов. Ведь это же удобно: люди самостоятельно занимаются тем, что им интересно, а идеологические выгоды получает поднявшаяся с колен и неуклонно единящаяся Россия. Стоило бы все это не дороже селигерского форума, а эффект имело бы однозначно положительный и всепроникающий. Почему они этого не делают?

Похоже, разгадка – все в той же натурализации политики, которая приобрела в наших широтах двойной характер: обманщики-натурализаторы обманывают не только простых граждан, отвлекая их посредством зимы и лета от насущной политической борьбы, но давно уже обманули и самих себя. Они, похоже, действительно верят, что с ноября по апрель наш общий главный враг – холод, а с июня по сентябрь – жара, верят, что публичную политику можно осуществлять исключительно посредством природных процессов, а прорыва в любой сфере достигать за счет общественных форумов (ПЭФа для взрослых и "Селигера" для маленьких). Отдельная социальная единица в виде человека, зимой работающего, а летом отдыхающего, давно не воспринимается как объект для пропагандистской работы. А это значит, что краеведческие поездки простых граждан могут в какой-то момент получить политическое (в собственном смысле) звучание.

Я бы и сама не поверила подобному выводу, если б не собственный опыт. Это лето я решила провести в Сибири. И вот уже на третий день пребывания там оказалась приглашенной на самодеятельную автобусную экскурсию по красотам Алтая. Через некоторое время в наполненном бодрыми пенсионерками пазике разгорелась вполне себе политическая дискуссия. А когда мы прибыли к одной из красот в виде озера и обнаружили на его берегу собирающих мзду молодых людей, автобус пенсионерок едва не превратился в отряд гневных партизанок. И я подумала: быть может, партизанские отряды, о которых то и дело говорят в последнее время в СМИ, и автобусы самодеятельных краеведов не так уж и далеки друг от друга? Как минимум ни те, ни другие не затронуты натурализацией и знают, что когда хочешь чего-то добиться, нужно просто взяться и сделать.
XS
SM
MD
LG