Ссылки для упрощенного доступа

Проблема ранней сексуальности детей и подростков


Ирина Лагунина: Проблема ранней сексуальности, в принципе, является практически международной, она присуща далеко не одной только России. Последствия нередко выражаются в ранних браках, незрелом родительстве, брошенных детях, венерических заболеваниях. В чем ее причина этой проблемы? Какие подходы к ее решению приводят к хорошим результатам? Над темой работала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Сегодня в Петербурге средний возраст, когда молодежь вступает в сексуальные отношения, 15,5 лет. Психологи говорят о том, что слишком раннее начало взрослой жизни указывает на проблемы в семье, и прежде всего, на недостаток внимания. Развод родителей очень часто лишает ребенка не только отца, но и мать изменяет к нему отношение, стремясь поскорее свить новое гнездо. Успешная карьера родителей тоже нередко уводит их из дома, оставляя детям крохи общения, ласки, тепла.
Из семейной пустоты молодые люди сбегают в ранние браки и в беспорядочные связи. Говорит и главный врач петербургского Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювента" Павел Кротин.

Павел Кротин:
Сегодня с детьми наши родители говорят всего 8 минут в день. Это хорошая отечественная цифра. Мировая статистика утверждает, что 5,5-6 минут в день. Я имею в виду благополучную семью, не асоциальную, там вообще не говорят. Вы понимаете, что 7,5 минут речь идет о чем – учиться, учиться и учиться. Полминуты помогать старшим – вынеси ведро, помой пол. И упаси бог, о каких-то проблемах, которые волнуют девочку или мальчика. У зеркала стоит: не о том думаешь, поступать надо. По телефону полтора часа нормально ребенок разговаривает? Нормально. Это психосексуальное развитие. А они говорят: не о том думаешь, поступать надо. Поэтому сегодня проблема ранней сексуальности главная проблема в нашей стране, и мы тут на самом деле впереди планеты всей. Американцы с нами конкурируют только. Это две страны глобальных, в которых нет полового воспитания и образования в школах. И мы сегодня и Америка на первом месте по количеству беременности у юных, но у них просто больше родов у юных, а у нас больше абортов. Главная причина ранней сексуальности – это отсутствие эмоционального тепла в ближайшем окружении. Ребенку хочется, чтобы его погладили, выслушали, его чаяниями прониклись. А ему говорят: нет, учиться надо и вообще некогда мне, я же благополучия твоего добиваюсь. То есть когда родители не являются эмоциональным окружением, а есть тот, кто у нее появился, который сразу выполняет все функции и понимает, выслушивает, и помогает в чем-то, в том числе материально. Это благополучные девочки, которых кормят, одевают блестяще. Но на татуировку или на пирсинг деньги мама не даст, медикаментозный аборт у нас все девочки делают только на спонсорские деньги. Мама же не дает. А он погладит и поймет. Кто встречает после аборта нашу девочку? Мальчики все те самые плохие, только они.

Татьяна Вольтская: Причин, по которым ребенок не получает в семье достаточно внимания, много, начиная с мотивов, по которым семья решается на его рождение, - говорит член президиума Петербургского психологического общества Игорь Добряков.

Игорь Добряков: Иногда супруги могут заниматься такой своеобразной аутопсихотерапией. Бывает такая ситуация патовая, когда и вместе не могут, и врозь не могут. И тогда они принимают решение родить ребенка. У нас ребенок будет, куда мы друг от друга денемся? В этой ситуации, когда ребенок появляется, он, как правило, не оправдывает надежды родителей. Он еще не родился, на его слабенькие плечи положили задачу тяжелейшую – цементировать отношения папы и мамы. И в этой ситуации, как правило, женщина начинает компенсироваться, потому что ребенок маленький, она начинает компенсироваться за счет своей беременности, потом за счет ребенка. И вот здесь возникает то, что в психоанализе называется эдипальными отношениями. Особенно, если рождается мальчик, то папа начинает ревновать женщину к своему сыну, и это может продолжаться многие годы. Еще одним деструктивным мотивом зачатия ребенка является возраст. Вот какая-нибудь бизнесвумэн, которых сейчас становится больше и больше, говорит – пора. Но дело в том, что вроде бы надо иметь ребенка и социальный статус какой-то. Потому что женщина, которой за 40, ребенка нет, что-то не в порядке. И поэтому она относится к этому как к неприятной обязанности. Между прочим, часто у этих женщин нет никаких проблем с акушерами-гинекологами, так что они все четко делают, правда, на учет встают поздно, но рожают, они волевые, рожают, тут же нанимают няню и воспитание идет скверное. Очень у многих наших богатых людей, к сожалению, воспитание идет по типу гипоопеки, когда ребенку не хватает папы и мамы.

Татьяна Вольтская: Мотивы, по которым молодой человек, обделенный теплом, хочет как можно скорее найти его на стороне, кроются в семье, а семья давно изменилась, - говорит доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета имени Герцена Елена Иоффе.

Елена Иоффе: Она из расширенного превратилась в молекулярное. Детей стало меньше, ценности в отношениях между супругами и любовь по отношению к детям, не то, что семеро по лавкам, каждого надо воспитать, в каждого надо вложить, такие тенденции давным-давно существуют в западной культуре в Европе. Действительно сексуальное воспитание, сексуальная социализация не сводится к информированию. И половое самосознание, и гендерная роль – это как раз воспитание материнством.

Татьяна Вольтская: По мнению Павла Кротина, ранняя сексуальность молодежи имеет прямое отношение к демографической ситуации.

Павел Кротин:
Посмотрите, какое количество у нас юных женщин среди вообще женского населения. Всего у нас, если брать женщин репродуктивного возраста, 8% составляют юные женщины до 18 лет. По данным ВОЗ, если цифра эта меньше 15% - это уже тяжелейшая депопуляция, у нас уже в два раза меньше, чем рекомендовано иметь юных ВОЗ. Мы в ситуации критической, девочек очень мало, мы сейчас о них говорим, потому что от них больше зависит, чем от мальчиков. И поэтому нужно о каждой из них не то, что заботиться, пылинки сдувать. Сохранить максимально ее здоровье, иначе некому будет выполнять наши демографические проблемы. По поводу ранней сексуальности, она проблема номер один. По опросам в 9 регионах России, очень большим опросам, достоверным, потому что там более 10 тысяч опрошенных было подростков, только 5-12% считают начало половой жизни неприемлемым для себя до 18 лет. 12 – это девочки, 5 – мальчики. Начиная с Приморского края, 9 регионов, это была большая работа. Это данные петербургские очень точные, почему я их привожу, потому что это аудиторская проверка эффективности программ ЮНИСЕФ в нашем городе. ЮНИСЕФ работал в нашем городе, и аудит был проведен международный с использованием наших студентов социологического факультета. В качестве волонтеров они ходили и опрашивали во всех районах подростков, знают ли они, где какие клиники. Получается, что в Петербурге 15 лет начало половых отношений, с 15 каждый второй уже живет половой жизнью. И каждый год эта цифра увеличивается на 10%. Причем сегодня девочки по отдельным возрастам опережают мальчиков. Если раньше у нас мальчики были впереди девочек, сегодня гендерное равенство достигнуто, девочки опережают мальчиков в раннем начале сексуальных отношений.

Татьяна Вольтская: Могут ли взрослые как-то повлиять на ситуацию?

Павел Кротин: Мы с вами не можем уменьшить возраста начала половых отношений. Есть американский опыт прекрасный. Вы знаете, что сейчас Бушу предъявлен иск на пять миллионов долларов за то, что он помогал организации "Голубые стрелы", которые призывали к воздержанию до брака. И говорили, что программа в Америке проводится блестяще, что она у них успешно претворяется. Сегодня пришли к власти другие политики, выясняется, что программа не выполнялась. Там вообще брак в 30-35 планируют, это у нас в 25-26, а там еще больший промежуток времени надо воздерживаться. Такого воздержания никому не хватает, находят альтернативные варианты. У нас тоже, мы же не против того, что церковь призывает воздерживаться. Но как-то церковь достучалась до молодежи, у нас многие пишут, что они верят в ту или иную религиозную идею, но при этом они все равно живут половой жизнью. А самое главное, те же мамы, они не говорят с детьми об этих отношениях, но вместе с тем против сексуальных отношений ранних, кого ни опросите, но все допускают гражданский брак своего ребенка.

Татьяна Вольтская: Для решения проблемы важны установки как общества, так и семьи, - считает психолог Илья Бердышев, который тоже сравнивает Россию и Соединенные Штаты.

Илья Бердышев: Вот популярный журнал "Бизнес и власть", я когда-то читал, в частности, там была такая статистика, что такое система ценностей для молодых граждан Америки, для молодых граждан России. На первом месте здоровье, на втором месте семья, на третьем месте карьера у американцев. У нас на первом месте карьера, на втором месте денежное довольствие, на третьем месте семья и месту здоровью не хватило. Когда эта пирамидка будет более-менее зеркальная американской, то возможно эти вопросы будут автоматически отпадать. Для здоровья и духовного, и душевного, и даже физического своевременная правильная дифференцировка половая, сексуально-половая, она чрезвычайно важна.

Татьяна Вольтская: Продолжая сравнивать российскую и американскую молодежь, среди которой самые высокие в мире показатели ранних беременностей, Павел Кротин предполагает, что, возможно, дело в организации полового воспитания. Ведь совсем другая картина наблюдается в Швеции или Голландии.

Павел Кротин: Нидерланды, они самая развращенная страна. Сексуальное образование с четвертого класса официально, как правило, дошкольные и первые классы в районе уроков сказки так называемые, им показывают мультики, но это не называется сексуальным образованием. В Голландии, всем понятно, секс-шоп на каждом углу, красный фонарь через два угла, кофе-шоп, где марихуана, на каждом перекрестке. И при этом начало сексуальных отношений в Голландии в 17,5 лет. Почти всегда они продуманные и имеют вид, как в Швеции и Финляндии, там чуть пораньше, там это все, как правило, имеет характер постоянных брачных отношений, партнерства. То есть это гражданский брак по-нашему, по русскому варианту. У нас 70-80% наших девочек вступают в сексуальные отношения на эмоциональном взлете, подпитанном алкоголем, как правило, поэтому никакого контроля ситуации и перспективной рождаемости не существует абсолютно. Там вступившие в сексуальные отношения, у них все начинается с получения контрацептивов либо в молодежных консультациях, либо у школьного доктора или медсестры. Поэтому у них 80% используют оральную контрацепцию современную. У нас такой цифры мы не добьемся никогда, потому что по опросам петербургским меньше 30% наших подростков до 18 лет имеют регулярные сексуальные отношения, если говорить честно, 28%.

Татьяна Вольтская: Последствия ранних беспорядочных связей таковы.

Павел Кротин:
В России сегодня при том, что количество абортов уменьшается, до 18 лет 10% абортов от всего количества абортов. Каждая десятая первородящая в России отказывается от ребенка.
XS
SM
MD
LG