Ссылки для упрощенного доступа

Избранники Зевса


Усейн Болт
Усейн Болт
До главного, запланированного на июль-август всемирного события 2012 года остаются считанные недели. Игры Олимпиад, как социальное явление, давно вышли за рамки спортивных состязаний. Сами соревнования – только часть (конечно, главная часть, ядро) реализации олимпийского проекта.

Период от дня выбора очередной олимпийской столицы до завершения Игр и последующее обсуждение рекордов, сенсаций и скандалов длятся более семи лет. Поверх программ олимпийского строительства, поверх напряженной работы тренеров и спортсменов вовсю действуют политики и финансисты, имиджмейкеры и шоумены, режиссеры и постановщики, фармакологи и авантюристы, "секьюрити" и, конечно, журналисты. Всех не перечислишь, – думаю, перечня названных персонажей достаточно, чтобы величать Игры ХХХ Олимпиады главным всемирным проектом 2012 года.

Сценирование олимпийского супершоу ­– особо важное дело. Конечно, можно по ходу соревнований обыгрывать сенсации и драмы, обсуждать неожиданные рекорды и скандалы. Но постановщикам не обойтись без некоторого числа заранее спланированных драм – ловушек ожидания и напряжения миллиардов потребителей олимпийского зрелища.

Спортивная редакция ВВС решила загодя отслеживать шансы фаворитов Лондона-2012. В числе героев спецпроекта World Olympic Dreams – прыгунья Елена Исинбаева, пловчиха Юлия Ефимова, паралимпиец Алексей Ашапатов. Избрав будущей героиней двукратную олимпийскую чемпионку Исинбаеву, наши коллеги не ошиблись. Жизнь, драмы и восхождения Елены от Пекина до Лондона – сюжет неподдельной героической драмы. Напряженное внимание телекамер (и нас с вами) к выступлению Исинбаевой гарантировано. Ждет героиню новый триумф или горькая неудача? При любом исходе состязаний прыгуний с шестом выступление Елены – золотой сюжет Игр ХХХ Олимпиады.

Но вот что интересно. Более века "козырным" неизменно остается один и тот же фрагмент олимпийского спектакля. Это финальный забег легкоатлетов на дистанцию в 100 метров. Почему? Стоит поразмышлять.

Может быть, лучшие спринтеры возбуждают интерес к состязанию побеждая не только соперников, но самого бога времени Хроноса? Эдвард Томас (1932), Джеймс Оуэнес (1936), Роберт Хейс (1964), Джеймс Хайнес (1968), Карлтон Льюис (1988), Донован Бейли (1996), Усейн Болт (2008)… Рядом со временем победного финиша в протоколах стоит аббревиатура "МОР" – мировой и олимпийский рекорд. В девизе "Citius, Altius, Fortius!" первое – "быстрее"!

Предстоящему сценарию олимпийского агона недавно поддал жару мировой рекордсмен Усейн Болт:

– Люди надеются, что на Олимпиаде я пробегу стометровку за 9,4 секунды, — приводит слова Болта BBC. — Я усердно работаю, чтобы быть еще быстрее. Мне нравится делать сумасшедшие поступки, и все любят смотреть на это. Если Олимпиада сложится удачно, я стану живой легендой. Это хорошо звучит… – сказал Усейн Болт.

Еще одну интригующую заявку на участие в супершоу Игр ХХХ Олимпиады сделал американский спринтер Тайсон Гэй:

– Победа над Болтом сделает меня счастливым. Мой врач и тренер говорят, что я в прекрасной форме, и смогу составить серьезную конкуренцию Болту. Не думаю, что мне удастся превзойти его мировой рекорд, но потрепать ему нервы планирую, – заявил Тайсон Гэй.

А если рекорды останутся прежними? Все равно воцарится напряженное ожидание. Картина финального спринта всегда захватывает дух. Претенденту, будь это сам Болт, не простят лишнего жеста: фальстарт карается безжалостным извлечением атлета из состязания. Такое уже было.

Добавим к этому удовольствие многократного просмотра замедленной съемки мгновений от старта до финиша, ликования победителя, огорчений претендентов на олимпийский пьедестал. Герои и судьбы нашего времени…

Но вот что интересно: античные греки вели счет годам четырехлетними периодами – олимпиадами. И всегда называли очередной период именем лучшего спринтера последних состязаний в Олимпии.

Непонятно… Были же в античном олимпийском агоне подвиги суровее и ярче успеха в коротком беге. Например, триумфы могучих и яростных атлетов – борцов, победы в безжалостном панкратионе, в смертельном "кроссинге" боевых колесниц. Но главным героем состязаний в долине Алфея почему-то считался победитель в бега на одну стадию.

Попробуем найти материальное решение загадки. Так сказать, обойтись без мистики. Вспомним физиологическую особенность спринта. Здесь наличного запаса кислорода крови бегуну достаточно для преодоления всей дистанции. Яростное дыхание во время бега на достижение результата никак не влияет, это дыхание впрок. Значит, кроме и больше технического совершенства важны врожденные анаэробные качества. В переводе с греческого энтузиазм – "захват вдохновением". Древние греки были правы: суперспринтер от роду отмечен даром Зевса. Может у нынешнего зрителей олимпийского финала стометровки подсознательно вспыхивает восторг перед явлением Высшего дара?

Вот только нынче к щедротам Зевса с большим подозрением относятся допинг-контролеры ВАДА
XS
SM
MD
LG