Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о декларациях о доходах госчиновников


Премьер-министр Владимир Путин в 2010 году заработал больше президента РФ Дмитрия Медведева
Премьер-министр Владимир Путин в 2010 году заработал больше президента РФ Дмитрия Медведева

В "Гранях времени": эксперт Кирилл Кабанов и журналист Александра Самарина.

В понедельник, 11 апреля, в России были обнародованы декларации о доходах президента, премьер-министра, членов правительства и их семей. Дмитрий Медведев заработал в 2010 году более трех миллионов трехсот тысяч рублей. Владимир Путин увеличил свои доходы на треть - до пяти миллионов рублей. Самым богатым министром, как и в 2009 году, остается глава ведомства природных ресурсов Юрий Трутнев - его доход превысил 114 миллионов рублей.

Владимир Кара-Мурза: Руководители России и высшие госчиновники задекларировали свою собственность и доходы за 2010 год. Официальная информация об этом появилась на сайте правительства России. Президент Дмитрий Медведев сообщил, в частности, что его доход за 2010 год составил 3 млн 378 тысяч рублей. Владимир Путин заработал в минувшем году чуть больше 5 миллионов рублей. Кроме первых лиц государства о своих доходах отчитались члены российского кабинета министров. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, в прошлом губернатор Пермской области, оказался самым богатым федеральным министром. На общем фоне также выделяются вице-премьер Игорь Шувалов, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин и министр обороны Анатолий Сердюков. По указу президента Дмитрия Медведева от 18 мая 2009 года, с 2010-го обнародование деклараций о доходах и имуществе стало для госслужащих обязательным. Глава страны и сотрудники его администрации, премьер и федеральные министры должны подать декларации до 1 апреля и в течение двух недель затем обнародовать данные. О том, можно ли доверять декларациям о доходах высших госчиновников, мы сегодня беседуем с Александрой Самариной, завотделом политики "Независимой газеты" и Кириллом Кабановым, председателем Национального антикоррупционного комитета. Отражают ли опубликованные декларации о доходах истинную картину благополучия российских госчиновников?

Александра Самарина: Вот нельзя этого сказать однозначно. Можно только не сомневаться, что те доходы, которые обозначены в этой
Допустим, самые большие доходы у того же Трутнева. Откуда мы знаем, как они у него появились
декларации, они действительно существуют. Но насколько велики на самом деле доходы, трудно судить по этим декларациям, потому что существует масса способов для того, чтобы эти доходы каким-то образом скрывать от общественности. И вообще капаться в этих доходах – дело совершенно бесперспективное, они нам ни о чем не говорят. Допустим, самые большие доходы у того же Трутнева. Откуда мы знаем, как они у него появились. Возможно, у него богатая бабушка умерла и все ему оставила или у него акции предприятий каких-то остались, а эти свечные заводики сейчас дали бешеную прибыль и он разбогател. Это не показатель – доходы, хотя это шаг в правильном направлении. Но для того, чтобы это стало действительно работать, конечно же, нужны декларации о расходах чиновников. Эта вторая составляющая, пока отсутствующая, обесценивает все наши усилия, чтобы определить коррупционную составляющую той или иной цифры, того или иного чиновника.

Владимир Кара-Мурза: В чем несовершенство существующей в России системы декларирования доходов госчиновников?

Кирилл Кабанов: Дело в том, что декларирование, как мы говорили, - это первый шаг для того, чтобы поставить некую первоначальную точку в систему отсчета. Мы задекларировали доходы, а будет ли система декларирования расходов – это по большому счету даже уже неважно. Объясню – почему. Потому что если мы на сегодняшний момент все-таки продавим введение в российское законодательство понятия "незаконное обогащение", то есть ратифицируем пункт 20 конвенции ООН, введем в законодательство, в том числе и уголовное понятие незаконного обогащения, мы получим разницу между реальными расходами и официальными доходами. Если разница существует, то это называется незаконным обогащением. Дальше запускается правовой механизм, который работает во всем мире – это уголовное разбирательство, это выявление активов не только внутри страны, но и за рубежом, это основание для запросов соответствующих, выявление скрытых бенефициаров. И тогда начинает работать система.
То есть первый шаг сделан, попытка была предпринята членом нашего президиума депутатом Государственной думы Куликовым в декабре
Если мы ратифицируем и еще введем обязательное декларирование о расходах – что мы получим? Административную ответственность вплоть до увольнения? Какой механизм?
прошлого года ратифицировать эту статью. Заметьте, конвенция ратифицирована, три пункта не ратифицированы. Один из них – пункт 20-й, который дает определение незаконного обогащения. Наши чиновники понимают, что это мина замедленного действия и именно поэтому не ратифицируют. Если мы ратифицируем и еще введем обязательное декларирование о расходах – что мы получим? Административную ответственность вплоть до увольнения? Какой механизм? Сейчас Владимир Владимирович заявил: нужно декларировать расходы. А дальше что? У нас за недостоверное декларирование доходов административная ответственность вплоть до увольнения. То есть это не решает проблему, проблема решается уже проверенным путем. Поэтому мы сейчас будем добиваться, и мы сейчас обращаемся в том числе и к гражданам, потому что мы использовали все правовые механизмы, для того, чтобы они доказывали президенту в публичном поле, в Твиттере, на сайте правительства, Совета федерации о том, что, господа, мы хотим, чтобы у нас было юридическое понятие незаконного обогащения. И тогда все ложится на свои места, и начинает работать юридическая схема.

Владимир Кара-Мурза: Борис Надеждин, член политсовета партии "Правое дело", считает, что декларирование не решает проблемы борьбы с коррупцией.

Борис Надеждин: Уже хорошо, что доходы публикуют, хотя реалистичность этих деклараций в ряде случаев вызывает некоторые сомнения. В частности, мне представляется, что премьер Путин с доходом порядка несколько миллионов рублей в год, а если бы это были все его реальные доходы, вряд ли раздавал рабочим на предприятиях часы стоимостью в сотни тысяч рублей, как говорят. Тем не менее, это уже хорошо. Конечно, лучше было бы, если были декларации о расходах, имеется в виду, естественно, не походы в магазин за хлебом, имеется в виду приобретение недвижимости, автомобилей, яхт, акций, заводов, газет, пароходов. Это было бы, конечно, лучше. Вообще, если честно сказать, само по себе декларирование не решает проблемы борьбы с коррупцией, потому что есть масса технологий, как оформить дома и акции на юридические лица, собственность которых совершенно неочевидна или на родственников. Проблема коррупции решается путем открытости общества, независимости средств информации, независимости суда, а главное – политической конкуренции, когда есть сменяемость власти.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG