Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Уход из Белого дома превратил Билла Клинтона в мультимиллионера. Найдена не вакцина от СПИДа, но нечто близкое - специалисты потрясены



Юрий Жигалкин: Уход из Белого дома превратил Билла Клинтона в мультимиллионера. Найдена не вакцина от СПИДа, но нечто близкое - специалисты потрясены. Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


После ухода из Белого дома Билл Клинтон сумел в кратчайшие сроки создать многомиллионное состояние, перейдя из категории среднего класса, точнее, должника в класс супербогачей. И сделал он это со сравнительной легкостью: его слова часто оцениваются на вес драгоценных металлов. Речи бывшего президента принесли ему за шесть лет десятки миллионов, часть из которых он намерен использовать на президентскую кампанию своей супруги.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Когда в 1992 году чета Клинтонов из резиденции губернатора Арканзаса перебралась в Белый дом, роскошное вашингтонское жилище стало для нее всего лишь очередным казенным домом, положенным по должности высокопоставленному государственному служащему. Собственного жилья супруги за годы государственной карьеры Билла так и не нажили. Через восемь лет Клинтоны покидали Белый Дом с 12-миллионным долгом за услуги адвокатов в скандалах, связанных с Моникой Левински, финансированием предвыборной кампании и делом «Уайтуотер». Сегодня Билл Клинтон - мультимиллионер, большая часть его состояния пришла благодаря выступлениям, он самый высокооплачиваемый оратор из числа бывших президентов США. Только в прошлом году он получил за свои выступления до 10 миллионов долларов.


Речи Билла Клинтона, оцениваемые шестизначными суммами, нередко организовываются в компаниях, руководство и сотрудники которых поддерживали Хиллари, когда она избиралась в Сенат. Билл Клинтон - не первый американский экс-президент, много выступающий за рубежом и хорошо на этом зарабатывающий. Его предшественники - Картер, Рейган и Буш-старший - также получали баснословные гонорары за речи перед иностранной аудиторией. Биллу Клинтону речи в заморских вояжах приносят до двух третей его доходов. Судя по всему, он охотно использует интерес зарубежных поклонников к себе как не только к всемирной знаменитости, но и к глобальной инициативы борьбе со СПИДом. К тому же, говорят, Клинтон не желает затмевать свою супругу на американской политической сцене.


Помощники Клинтона в ходе его выступлений умело используют людское тщеславие, подпуская к бывшему поближе за большие деньги. На приеме в отеле Burlington в ирландской столице прошлой осенью за тысячу долларов можно было попасть на прием с шампанским и на обед с последующей речью Клинтона. Еще четыре тысячи давали привилегию сфотографироваться с бывшим президентом и получить подписанную книгу с его мемуарами. Уплативший 150 тысяч долларов получал за обеденным столом место рядом с высоким американским гостем.


При всей популярности Клинтона, ему не удается избежать язвительных кривотолков о своих гонорарах, особенно в увязке с политическими амбициями его супруги Хиллари. Политический комментатор Билл Пресс, не видит здесь ничего предосудительного.



Билл Пресс: Он делает больше, я думаю, чем кто-либо из бывших президентов, включая Джимми Картера. Он вложил колоссальные средства в борьбу со СПИДом. В Африке, благодаря ему, люди лечатся от этой болезни практически бесплатно. Он, конечно, получает много за свои выступления - ну и молодец! Я тоже неплохо зарабатываю выступлениями в эфире, хотя и намного меньше Клинтона. Но обратите внимание: на его личный счет перечисляется лишь 20 процентов гонораров. Остальные 80 процентов идут на обеспечение деятельности основанного Клинтоном фонда.



Аллан Давыдов: Кстати, в июне прошлого года Билл Клинтон выступил в Российской Государственной Думе. Гонорар от этого выступления составил 125 тысяч долларов.



Юрий Жигалкин: Билл Клинтон, впрочем, не единственный отставной политик, зарабатывающий на своем прошлом багаже. Уход из большой политики становится для многих известных высокопоставленных бывших государственных служащих этапом финансового преуспевания. Чем объясняется этот парадокс?


Слово - Яну Рунову.



Ян Рунов: Дон Рактер, президент Института общественных интересов в Маунт-Плезенте, штат Айова, так объясняет высокий спрос в Америке на выступления бывших политиков вообще, и бывших президентов в частности.



Дон Рактер: Многие американцы в силу развившейся ныне культурной традиции очень интересуются разного рода знаменитостями. Причём крупных политиков воспринимает как знаменитостей не только простая публика, но и корпоративный мир, который приглашает их в качестве лекторов и мечтает заполучить их в совет директоров, а так же и университеты, для которых престижно иметь президентом или председателем попечительского совета бывшего президента страны, бывшего министра или сенатора. Выступления таких людей на благотворительном или коммерческом собрании привлекает много людей, готовых уплатить за присутствие по 500 долларов или по тысяче и более. Тогда зарабатывает и бывший политик, и организация, его пригласившая.



Ян Рунов: И всё же одни бывшие политики получают меньше, другие больше. До Клинтона бывшие президенты выступали реже и получали меньше...



Дон Рактер: Есть две причины, на мой взгляд. Билл Клинтон после ухода из Белого дома остался очень активным и готов выступать с речами хоть каждый день. У него нет особых предубеждений и этические стандарты иные, чем у его предшественников. А во-вторых, многие из бывших президентов пришли в Белый дом далеко не бедными, у них был капитал и до этого. Им было после ухода в отставку не так уж важно заработать на жизнь. Клинтон же, уйдя из Белого дома, должен был адвокатам, защищавшим его от судебных исков и скандалов, примерно 12 миллионов долларов, ему отчаянно нужны были деньги. А потом он вошёл в рабочий ритм. Но теперь его шансы заработать стали ещё больше, поскольку жена - сенатор Хиллари Клинтон - баллотируется в президенты. Если она победит на выборах, он станет самым приближённым к президенту человеком. Многие будут охотно оказывать ему разные услуги и ещё более щедро оплачивать его выступления в расчёте на то, что он будет чувствовать себя обязанным, и тогда через него можно будет оказывать давление на его жену-президента для получения неких привилегий.



Ян Рунов: Так считает Дон Рактер, президент Института общественных интересов.



Юрий Жигалкин: "Если бы нам удалось создать вакцину столь же эффективную, как эта процедура, о ней бы заговорил весь мир", - так доктор Энтони Фаучи, главный вирусолог Соединенных Штатов, руководитель Института инфекционных заболеваний прокомментировал новые сведения об исключительной эффективности обрезания как средства предотвращения передачи вируса иммунодефицита. Согласно окончательным данным масштабного исследования, проведенного в нескольких африканских странах, только что опубликованного журналом «Ланцет», это средство предотвращает заражение СПИДом в 65 процентах случаев, что выше самых смелых надежд специалистов.


Можно ли сказать, что после 25-летних безуспешных поисков вакцины от ВИЧ инфекции был найден ее суррогат, причем совсем в другой области? Вопрос профессору медицины Даниилу Голубеву.



Даниил Голубев: Да, эффективность этого мероприятия, этой процедуры свидетельствует о том, что вероятность заражения у обрезанных оказывается на 50-60 процентов ниже, чем у необрезанных. Это цифра, которую хорошо бы достигнуть с помощью вакцины, если бы она была.



Юрий Жигалкин: Профессор, благодаря чему, собственно, работает обрезание?



Даниил Голубев: Главной причиной является само отсутствие крайней плоти. Дело в том, что слизистая выстилка этой не несущей никакой, по сути дела, полезной функции ткани чрезвычайно чувствительна вообще для инфекций и в частности вируса СПИДа. И поэтому удаление крайней плоти резко уменьшает вероятность заражения при половом контакте. Обрезание является крайне полезной процедурой независимо от СПИДа, потому что предотвращает развитие некоторых заболеваний, которые требуют хирургического вмешательства, - фимоз и парафимоз так называемые.



Юрий Жигалкин: Профессор, ведь в Америке эта процедура чрезвычайно, так сказать, популярна, почему?



Даниил Голубев: Инициатива принадлежит определенным религиозным общинам - иудеев и мусульман, которые считают эту процедуру, кстати, не медицинской необходимостью, а ритуальной. И они это делают в соответствии со своими религиозными убеждениями. Но в Америке, в частности, эту процедуру можно делать и широко используют при рождении ребенка мужского пола по желанию родителей, вне всяких религиозных предпочтений. И эта процедура оправдана с точки зрения медицины и профилактики будущих болезней.



Юрий Жигалкин: Иными словами, впору прописывать обрезание как профилактическое средство?



Даниил Голубев: Я думаю, это надо делать. И это доступно. Для российской медицины, конечно, это немного доступнее, чем для африканского континента.



Юрий Жигалкин: А какие могут быть препятствия для внедрения этой процедуры? Она, казалось бы, сравнительно простая.



Даниил Голубев: Для этого требуется определенная медицинская культура. Ритуальная культура в тех общинах, которые это делают из поколения в поколение, она соблюдается, но даже там есть придирки контрольных медицинских органов к предотвращению разного рода инфицирований, в частности, вирусом герпеса во время процедуры обрезания. Нужно огромное количество людей, которые квалифицированно это делают, и главное и самое трудное - огромное количество стерильных материалов, которые позволят предотвратить инфицирование во время процедуры. Ведь это хирургическая операция.



Юрий Жигалкин: Американские и международные эксперты, судя по всему, с небывалым оптимизмом оценивают перспективы проведения обрезания как важной меры предотвращающей распространения СПИДа. Этот оптимизм, вы считаете, оправдан?



Даниил Голубев: Во всяком случае, расчеты Всемирной организации здравоохранения, смелые расчеты о том, что в следующем десятилетии путем массового обрезания в Африке удастся уменьшить на 2 миллиона человек инфицированных и на 300 тысяч меньше будет смертей, представляются мне смелыми и не очень обоснованными. Предстоит гигантская работа. Она выполнима, но ее надо сделать, прежде чем считать результат.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор-вирусолог Даниил Голубев.


XS
SM
MD
LG