Ссылки для упрощенного доступа

Словения на посту председателя Европейского Союза. Первая из постсоциалистических стран


Ирина Лагунина: В первый день нового года Францию на посту председателя Европейского Союза сменила по ротации Словения. Впервые руководство ЕС на полгода перейдет к одному из так называемых «новых членов», сверх того - к бывшему коммунистическому государству. Крошечная Словения принимает эстафету в очень ответственный момент – непосредственно после утверждения Договора о реформе союзных институтов, заменившего собой провалившуюся европейскую Конституцию. Какой может быть повестка дня словенского председательства? Рассказывает Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: С точки зрения насущных интересов текущего момента многие считают переход жезла в руки Словении счастливым совпадением. Как выразилась немецкая ежедневная газета Франкфуртер Алгемайне Цайтунг, «не часто, но иногда нужный человек оказывается в нужное время на нужном месте». Европу тревожит «косовский вопрос», в этом отношении среди европейцев нет ни единства, ни понимания последствий косовской независимости. Словенский министр иностранных дел Димитрий Рупель разбирается в послетитовских югославских делах лучше, чем кто-либо другой из его коллег. Но Косово – не единственный пункт повестки дня словенского председательства. Перечислить другие пункты я попросил комментатора мариборской газеты Вечер Алеша Ледника.



Алеш Ледник: Первым и важнейшим пунктом словенской повестки дня является, несомненно, ратификация Договора о реформе европейских институтов, подписанного в Лиссабоне при португальском председательстве. Многие европейцы сегодня пытаются понять, в каком направлении будет двигаться Европейский Союз. От этого зависит наше будущее. Вторым нашим приоритетом является косовская проблема. Время поджимает, и ее решение нельзя откладывать до бесконечности. Я не берусь утверждать, что нам удастся за полгода найти формулу окончательного урегулирования, но нет сомнения, что будет проделана большая работа. Третья область наших первостепенных усилий – энергетическая безопасность и климатические изменения. Словения собирается уделить особое внимание поддержанию межкультурного, межнационального и межэтнического диалога. Во взаимоотношениях ЕС с Россией в 2008 году можно ожидать определенных сдвигов – как вам известно, старый договор истек, пора начинать переговоры о заключении новых договоренностей, включающих сферу торгового обмена, энергетической безопасности и другие. Скорее всего, в наше поле зрения попадут и проблемы Среднего Востока и Африки, в частности положение в Пакистане и Кении.


Дел накопилось огромное количество, но мы справимся, в этом я не сомневаюсь. Мы можем рассчитывать на помощь полумиллиарда европейцев и всех правительств ЕС. Уверен, что наша работа будет плодотворной.



Ефим Фиштейн: Рассмотрим отдельные задачи подробней. Можно ли всерьез рассчитывать на то, что за полгода удастся завершить процесс ратификации лиссабонского Договора, который правительства стран-членов ЕС подписали, не спросив мнения своих народов? Алеш Ледник.



Алеш Ледник: Совершенно с вами согласен – для 2-миллионной страны будет нелегко убедить всех участников соглашения в необходимости ратифицировать его в течение 6 месяцев. В некоторых странах процесс может затянуться. К примеру, в Чешской Республике ратификации будет предшествовать решение Конституционного суда о том, насколько Договор соответствует Основному закону страны. В Ирландии по вопросу о Договоре состоится всенародный референдум. Но мы остаемся оптимистами и намерены подать пример другим – скорее всего, уже в текущем январе Договор будет ратифицирован словенским парламентом. К сожалению, наш собственный дипломатический корпус немногочислен, но мы надеемся начать процесс лоббирования с помощью друзей из Португалии, Франции и Германии. Хочется верить, что нам удастся убедить правительства других стран в необходимости ускорить процесс ратификации. Европа просто не может позволить себе еще один перерыв в процессе интеграции на два-три года. Согласитесь, она не может существовать без конституционной реформы.



Ефим Фиштейн: Рассмотрим проблему Косово. Позиция Словении в корне отличается от той, которую разделяют другие соседи этой провинции и большинство восточноевропейских государств. Словакия и Румыния, Греция и Македония выступают против косовской независимости, Словения же разделяет точку зрения западных стран ЕС. Чем вы это объясняете? И не боитесь ли образования Великой Албании, пусть даже в отдаленной перспективе?



Алеш Ледник: А по-моему, это не мы присоединились к точке зрения Западной Европы – скорее, Западная Европа присоединилась к нам, признав аргументы Словении убедительными. Напомню, что еще в 1989 году, Словения, сама не будучи независимым государством, признала право на независимость за всеми народами балканского региона. Словения всегда последовательно выступала за независимость Косово. Есть ряд исторических и политических обстоятельств, осложняющих положение, поэтому важно, чтобы независимость была обретена мирным путем, путем договоренностей. Это ясно косоварам, знают это и сербы. Конечно, в ближайшие полгода ожидать этого трудно. Но у Словении есть богатый опыт общения как с Сербией, так и с Косово. Как вам известно, план Ахтисаари предусматривает международный контроль над процессом становления косовской независимости. Ни в коем случае международное сообщество не допустит объединения Косово с Албанией. Подчеркиваю – ни в коем случае! Косовское руководство заверило нас в том, что не собирается объединяться с Албанией, Косово будет существовать как независимое государство.



Ефим Фиштейн: А как словенская общественность реагирует на тот факт, что ваша страна стала первым посткоммунистическим государством, занявшим пост председателя ЕС? Чего ждут словенцы от своего председательства? Гордятся ли оказанной им честью?



Алеш Ледник: Думаю, что чувство гордости присутствует. Многие у нас ожидают, что председательский пост поможет Словении лучше продвигать собственные интересы в ЕС, но это неверно. Общеизвестно, что государство, которое по ротации председательствует в ЕС, обязано вести себя нейтрально, руководствуясь только общими интересами объединения. Надеемся, что нам удастся справиться с этой задачей без особых потерь и напряжения, без каких-либо неприятных неожиданностей. Мы понимаем, что сделать это будет непросто. Одно дело ожидания и намерения, а другое дело – действительность. Очень трудно заранее предсказать, какие события произойдут в мире, какие кризисы застанут международное сообщество врасплох. Остается только надеяться на лучшее и ждать. Поживем – увидим.



Ефим Фиштейн: Роль председателя ЕС связана обычно со значительными затратами. Вам, например, пришлось построить дворцовое здание для заседаний в городе Брдо. Во сколько вам это удовольствие обойдется?



Алеш Ледник: Это не дешевое удовольствие. Официально на эти цели выделено 62 миллиона евро. Большая часть этих средств пойдет на логистику – транспорт, охрана участников и так далее. Действительно, за 15 с половиной миллионов евро в Брдо был построен дворец, и как он будет использоваться после окончания словенского председательства совершенно неясно. Город Брдо и раньше был местом, где руководство Словении принимало иностранных гостей, поэтому в выборе места нет ничего странного. Допускаю, что в будущем дворец может быть использован как место проведения международных конференций и встреч. Надо сказать, что расходы на председательство не беспокоят словенскую общественность и не вызывают особой критики – все знают, что расходы будут покрываться не только из нашего кармана. Часть важных событий, таких как саммиты ЕС-Латинская Америка, ЕС – Япония и ЕС – Россия, будет проходить в Брюсселе или других европейских центрах. Расходы будут делиться между ЕС и принимающими государствами. 62 миллиона евро, которые я упомянул, выделены только на мероприятия в нашей стране – все остальное будет оплачено из общего бюджета ЕС.



Ефим Фиштейн: Ровно год назад Словения присоединилась к еврозоне. И в этом отношении ваша страна была первопроходцем среди бывших коммунистических государств. Каков ваш опыт год спустя? С высоты приобретенного опыта, были бы вы и сегодня сторонником введения евро или предпочли бы сохранить словенский толар?



Алеш Ледник: И сегодня я не стал бы пересматривать тогдашнее решение. Нам стало удобней жить, мы можем путешествовать по Европе, не нуждаясь в обменных пунктах. Правда, все ощутимо подорожало, но в какой-то мере это связано с серьезной ошибкой допущенной нашим правительством. Следовало принять закон, обязывающий торговцев по меньшей мере года три-четыре еще проставлять цены в толарах параллельно с евро. Я часто бываю в соседней Австрии, где евро было введено лет пять назад. Но и сегодня, когда я там выпиваю чашку кофе, я знаю, что получу счет, на котором цена будет указана как в евро, так и в шиллингах. За 15 лет независимости люди у нас привыкли к ценам в толарах. После введения евро многие владельцы магазинов поспешили все цены в новой валюте округлить в сторону подорожания, надеясь, что никто этого не заметит. Инфляция у нас действительно резко подскочила, но в этом виновато не только евро. Наше правительство уверяет население, что в инфляции виноваты, главным образом, растущие мировые цены на нефть и продовольствие. Вроде бы в этом году рост инфляции удастся затормозить. Введение евро не произвело такого шокового воздействия, как ожидалось. Мы привыкли к евро и рады, что ввели новую валюту. Всем другим новым членам ЕС, которые, как и мы, вступили в союз в 2004 году, мы желаем скорейшего принятия евро. На днях я видел по телевидению результаты опроса общественного мнения – оказалось, что подавляющее большинство словенцев придерживается такого же мнения, как и я. Жить с евро стало проще, Правда большое количество мелочи оттягивает карманы, но это переносимо. Иногда можно услышать оговорки касательно дизайна монет или бумажных денег - многим было бы приятней видеть на них типичные словенские мотивы. Но это детали. В целом мы довольны – евро упростило нам жизнь.



Ефим Фиштейн: О повестке дня словенского председательства в ЕС и об отношении словенцев к евро год спустя после его введения я беседовал с комментатором мариборской ежедневной газеты Вечер Алешем Ледником. В середине этого года председателем ЕС станет Франции, а с 1 января следующего года – Чехия. Опыт Словении окажется для нее неоценимым.


XS
SM
MD
LG