Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Литовкин: "Без согласия абхазской стороны ввести никаких других миротворцев, кроме российских, нельзя"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Михаил Саленков: Официальный Тбилиси ставит под сомнение эффективность присутствия в зоне грузино-абхазского конфликта миротворческих сил Содружества независимых государств, костяк которых составляют российские военные. Об этом неоднократно заявляли руководители Грузии. В российском МИДе заявляют о потенциальной опасности вывода миротворцев из Абхазии. Эксперты убеждены, что на этом этапе альтернативы российским военным в зоне противостояния между Тбилиси и Сухуми нет. С наблюдателями беседовал наш коллега Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров: Военный обозреватель «Независимой газеты» Павел Фельгенгауэр убежден, что Грузия формально имеет право потребовать вывода российских миротворцев из зоны конфликта, но Москва не пойдет ни на какие уступки в этом вопросе.



Павел Фельгенгауэр: Грузия, как суверенная страна, требовать может. Другое дело, что Россия не раз повторяла, что выводить не будет. Не важно, что там грузины говорят, мол, вот если абхазы… надо, чтобы и абхазы, и грузины этого потребовали одновременно. Но поскольку в данном случае там ни в какой суд обратиться не представляется разумным или возможным, наверное, так все и будет продолжаться. Пока не будет согласия сторон или еще чего-нибудь похуже не случится. Там грузины предполагают провести либо международную конференцию для решения абхазского вопроса, и в рамках этой конференции, возможно, создать новые какие-то миротворческие силы, где они предлагают и России тоже, конечно, участвовать, но быть не единственным участником выставления миротворческого контингента. Поскольку понятно, конечно, что сегодня Россия не является нейтральной стороной в грузино-абхазском противостоянии, а является вполне стороной действующей на одной стороне, на стороне абхазов или на собственной стороне. Во всяком случае, о нейтралитете говорить не приходится.



Мумин Шакиров: Заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин положительно оценивает деятельность российских миротворцев в Абхазии.



Виктор Литовкин: Сам факт того, что нет больших вооруженных столкновений между двумя конфликтующими сторонами, уже говорит о том, что миротворцы честно и достойно выполняют свои обязанности. Ну, если не было провокаций с одной из сторон конфликта, то, я думаю, там бы давно был мир и порядок. Просто надо договариваться двум конфликтующим сторонам. Но, видите ли, не собираются в Тбилиси подписывать соглашение о ненападении на Абхазию, на Сухуми. Что делать?



Мумин Шакиров: Есть ли шансы у грузинской стороны добиться ухода российских миротворцев из Грузии и замены их на международные миротворческие силы?



Виктор Литовкин: Миротворческие операции делятся на два вида – на операции по принуждению к миру и на операции по поддержанию мира. По принуждению к миру миротворцы вводятся по решению Совета безопасности Организации Объединенных Наций, и они появляются в стране вне зависимости от согласия той или другой конфликтующей стороны. Операция по поддержанию мира - обязательно вводятся миротворцы тоже по решению Совета безопасности ООН, но по согласию той и другой конфликтующей стороны. Нельзя ввести миротворцев, если одна из сторон не согласна с этим, и нельзя вывести миротворцев, если одна из сторон не согласна с этим. То есть без согласия абхазской стороны ввести никаких других миротворцев, кроме российских, нельзя. Кстати, если вы помните, то по решению СНГ на территории Абхазии в первое время должны были находиться украинские и армянские миротворцы, кроме российских. Но ни та, ни другая сторона, кроме России, не предоставила своих миротворцев, потому что за миротворцев надо платить. Ни Киев, ни Ереван, может быть, не имели средств на это или просто не хотели этим делом заниматься.


XS
SM
MD
LG