Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.
Кирилл Кобрин : С первых же дней конфликта на территории Грузии у многих наблюдателей возникло ощущение, что российское общество почти полностью поддерживает действия Кремля. Последние данные социологического опроса, проведенного Левада-центром, в основном подтверждают это. Подавляющее большинство опрошенных поддержали Южную Осетию и, в первую очередь, оказание ей гуманитарной помощи. Не столь однозначно мнение россиян относительно военной помощи. Наибольшие разногласия вызвал вопрос о будущем статусе Южной Осетии. О б этом корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевском побеседовал с научны м сотрудник ом Левада-центра Денис ом Волков ым .
Максим Ярошевский: На что в первую очередь обращали внимание, когда занимались этим исследованием? Какие вопросы в первую очередь ставились?
Денис Волков: Были три аспекта. Во-первых, гуманитарный аспект. Это симпатии - на чьей стороне ваши симпатии в этом конфликте. И стоит ли оказывать гуманитарную помощь Южной Осетии? Если говорили о симпатии, то здесь они однозначно на стороне Южной Осетии. За это высказались порядка 71 процента. Я подчеркну, опрос проводился среди городского населения России. Проводился он в субботу и воскресенье, то есть 9-10 августа. Если говорить о гуманитарной помощи, то 81 процент говорят, что, да, ее стоит оказывать. В этом гуманитарном аспекте общественное мнение консолидировано больше всего.
Если мы берем вопросы о военном участии России в конфликте, то было задано два вопроса - о том, стоит ли вводить войска, и стоит ли посылать добровольцев? По первому вопросу - стоит ли посылать войска в Южную Осетию? - порядка 50 процентов опрошенных сказали, что, да, стоит. Но больше трети, то есть 36 процентов, сказали, что, нет, вводить не надо. Если говорить о добровольцах, то тут цифры примерно такие же - 57 высказались "за" ввод добровольцев, и 33 "против", остальные затруднились ответить.
О судьбе Южной Осетии здесь общественное мнение разделилось, но разделилось оно по двум пунктам. Большинство - 46 процентов - сказали, что Южную Осетию стоит включить в состав России, и 34 - сказали, что она должна стать независимой республикой. Только 4 процента сказали, что должна оставаться в составе Грузии. Это те вопросы, которые мы задавали.
Максим Ярошевский: Что в первую очередь удивило в ответах? Что скорее было предсказуемо?
Денис Волков: Не то, что удивило, но если мы вспомним опрос июньский - стоит ли России вмешиваться в конфликты на территории бывшего Советского Союза? - то за активное вмешательство с применением военной силы высказывались только 6 процентов опрошенных. Остальные говорили, что нужно действовать дипломатическими мерами или соблюдать нейтралитет. Но в той ситуации, которая была, когда не Россия первая нападала, а нападали на нее, то, соответственно, общественное мнение здесь не то, что однозначно, но большинство было за то, чтобы оказать помощь, ввести войска. Здесь ничего нет неожиданного, поскольку такие ситуации вызывают консолидацию общества, консолидацию негативную, то есть против какого-то врага. Вообще это характерно для бывшего Советского Союза. Старые схемы "холодной войны", которые были знакомы большинству населения России, вновь всплыли. Тут, наверное, еще играет еще и давление Запада, которое мы видим. Конечно же, однозначная позиция российского телевидения, средств массовой информации. Но именно телевидение формирует общественное мнение сегодняшней России. А там оценки были однозначные.
Максим Ярошевский: Как вы считаете, можно ли прогнозировать в дальнейшем какие-либо изменения в подобных прогнозах, именно касающиеся отношений Грузии и России?
Денис Волков: Что касается Грузии, то это отношение менялось уже на протяжении нескольких лет, наверное, с тех пор, когда к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили. Средства массовой информации постоянно фиксировали, что существует какая-то напряженность, и его риторика, и то, как это все освещалось в российских средствах массовой информации. Постепенно общественное мнение россиян менялось в ту сторону, что Грузия считалась одной из самых недружественных государств по отношению к России. Ухудшалось отношение постепенно россиян к самим грузинам. Тут можно, наверное, говорить о том, что какая-то мобилизация общественного мнения, связанная с самим военным конфликтом, постепенно уляжется и достаточно быстро пройдет. Внимание снова займут такие привычные вещи, допустим, такие как цены, те традиционные беспокойства, которые есть в нашем обществе. А вот отношение к Грузии, отношение к грузинам будет очень сложно исправить. Наверное, пройдет немало времени, прежде чем отношения нормализуются.
Максим Ярошевский: Можно ли теперь говорить о том, что произошло единение нации вокруг Южной Осетии?
Денис Волков: Скорее, наверное, единение нации вокруг руководства страны. Потому что именно они символизируют страну. Именно они руководили действиями, принимали решения. Такая мобилизация общественного мнения произошла. Но, как показывает практика, она обычно продолжается недолго.