Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Отгонное животноводство Испании


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.



Евгения Назарец : В некоторых районах Испании с незапамятных времен сохраняются традиции отгонного животноводства. Суть процесса в том, что на зиму огромные стада коров и овец перегоняются за сотни километров на юг страны, а летом – назад, в горные северные районы. Насколько перспективны подобные приемы сельского хозяйства в XXI веке? Рассказывает мадридский корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий : В сельском хозяйстве Испании, как и в других стран Западной Европы, естественно, доминирует современное производство. Скот выращивается на фермах с использованием передовых технологий. Экстенсивное отгонное животноводство здесь многие считают скорее данью вековым традициям, а его существование объясняется привычкой некоторых пожилых фермеров к традиционной форме ведения хозяйства.


Один из них, Сесар Чико, недавно отправил свое стадо боевых быков, выращиваемых специально для корриды, из провинции Арагон на юг – на пастбища Андалузии, то есть за четыреста километров от дома:



Сесар Чико : Раньше скот на юг перегоняли не менее 50 хозяйств нашего региона, теперь остался я один - поддерживаю традиции нашей семьи. Правда, сейчас с каждым годом все труднее находить пастухов, которые бы соглашались отправляться в столь далекий путь, ночевать под открытым небом, испытывать бытовые лишения. У меня все держится на работнике по имени Херардо, которого называют последним испанским «ковбоем» - у него от природы есть склонность к кочевому образу жизни.



Виктор Черецкий : Херардо служит у дона Сесара 50 лет и занимает высшую должность в пастушьей иерархии. Он «майораль», то есть управляющий фермой. Среди его подчиненных, за неимением испанцев, несколько пастухов из Восточной Европы. Восседает Херардо на коне. К седлу пристегнута настоящая боевая винтовка – от волков и разбойников, на всякий случай, поясняет «майораль», хотя ни те, ни другие на пути уже давным-давно не встречаются.



Херардо : Мой прадед и мой дед гоняли скот в Андалузию – неграмотные были. Ну а я выучился грамоте и дослужился до «майораля». Главное в нашем деле – не растерять животных по дороге. Ночью они уходят иногда за пять километров. Утром первым делом мои ребята собирают стадо, затем гоним его дальше до следующей ночной стоянки.



Виктор Черецкий : «Дорога, по которой стадо идет на юг, существовала всегда», - говорит последний испанский ковбой. В XIII столетии пастушьи тропы получили официальный статус. Король Альфонс Мудрый гарантировал свободный проход пастухам по горным перевалам, освободил их от налогов и закрепил «королевский», то есть, государственный, статус за всеми дорогами, которые использовались для отгонного животноводства.


Протяженность этих дорог в наши дни в общей сложности составляет 124 тысячи километров, и «королевский» статус сохраняется за ними до сих пор. Рассказывает доктор исторических наук, автор работ об истории отгонного животноводства в Испании Педро Гарсия:



Педро Гарсия : Стада диких животных в поисках корма постоянно кочевали с севера на юг и с юга на север Иберийского полуострова еще 12-15 тысяч лет назад. Человек лишь использовал этот метод поддержания жизни, заимствовав его у природы.



Виктор Черецкий : В Испании постоянно ведутся споры о будущем отгонного животноводства. Когда-то с севера на юг Испании и обратно каждый год перегонялись около 4 миллионов животных. Сегодня, помимо стада «последнего ковбоя» Херардо, отгонный способ применяют еще разве что с десяток овцеводческих хозяйств. А «королевские пастушьи пути» – это более четырехсот тысяч гектаров пустующей земли, часто пригодной для земледелия. Многие политики и экономисты считают, что сохранение подобного положения дел не совместимо с идеей эффективного использования природных ресурсов. Им возражают сторонники возрождения отгонного животноводства, например, биолог Хавьер Мартинес, профессор Мадридского университета. По его мнению, дело не только в определенной ностальгии по традициям предков. Ученый считает, что только так можно, к примеру, спасти страну от лесных пожаров.



Хавьер Мартинес : Пастухи держат свои стада на горных лугах, окруженных лесами, и, таким образом, исчезает трава. Ведь там, где нет стад травоядных животных, трава высыхает и загорается как порох. Восстановление отгонного животноводства могло бы, помимо всего прочего, спасти наши леса!



Виктор Черецкий : Это, вероятно, весьма веский довод. Действительно, раньше Испания не страдала от лесных пожаров, а теперь они бушуют каждое лето, нанося огромный ущерб природе и хозяйственной деятельности человека.



XS
SM
MD
LG