Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 13 января - кинорежиссер Роберт Олтман, лауреат кинопремии «Оскар» 2006 года в номинации «За вклад в киноискусство». Решение об этом приняли члены американской киноакадемии. Такой награды удостаивается режиссер или актер, неоднократно номинировавшийся на «Оскар», но прежде так его и не получивший. Роберту Олтману уже 80 лет. Он родился в Канзас-сити, по образованию - инженер, ветеран Второй мировой войны. В середине сороковых годов увлекся документалистикой, в игровом кино дебютировал в 1955 году с фильмом "Правонарушители". За 60 лет работы в кино снял 86 фильмов. Самые известные из них - «Нэшвилл», «Короткие отрезки», «Высокая мода», «Канзас-сити», «Госфорд-парк». Лауреат многочисленных профессиональных наград, в том числе «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, «Золотого льва» фестиваля в Венеции, «Золотого медведя» фестиваля в Берлине. На «Оскар» номинировались его фильмы «Госфорд-парк», «Короткие отрезки», «Игрок», «Нэшвилл», «Военно-полевой госпиталь». О человеке дня Радио Свобода говорит московский кинокритик Андрей Плахов. Андрей Плахов: Олтмен один из двух режиссеров мира (второй Микеланджело Антониони), хранящих коллекцию из трех главных призов, трех главных фестивалей - Каннского, Венецианского и Берлинского. Однако хотя фильмы Олтмана много раз номинировались на "Оскар", он так и не победил в этом соревновании. Ничего удивительного. В Америке Олтмана называют чудак-диссидент, скандально известным и нарушителем голливудских правил игры. Он снял 86 фильмов. Всегда плевал на публику, и говорил страшные слова о том, что работает не для нее, хотя сам был продюссером многих своих картин, а некоторые из них оказались коммерчески успешны. Это, прежде всего "Военно-полевой госпиталь" - одна из лучших черных комедий - злая сатира на корейскую, а на самом деле вьетнамскую войну, вызвавшая первые обвинения в политическом цинизме. Это был не единственный грех, вмененный в вину Олтману. Он, бывший пилот бомбордировщика и инженер-изобретатель, не боялся ничего и никого. Он выпивал и скандалил. А однажды заехал кулаком в челюсть студийному боссу, который вознамерился порезать его "Нэшвилл", причудливую мозаику из 24 персонажей и фрагментов фестиваля Кантри-музыки. По такой же мозаичной модели Отман поставил "Игрока", безжалостную сатиру на Голливуд, и "Пред-о-порте", где столь же ядовито изобразил закулисы модного бизнеса. Дело дошло даже до судебных процессов. Режиссера обвиняли в том, что он якобы не умеет строить кинематографический сюжет и делает бессвязное драматургически рыхлое кино. Он трижды спасался бегством в Европу, и трижды возвращался на родину победителем. Однажды парадоксальным образом после "Игрока", который пробудил в голливудском микромире мазохистский комплекс и заставил бесплатно сняться 66 знаменитостей, включая Брюса Уиллиса и Джулию Робертс. Только на старости лет Олтман достиг такого положения и состояния, при котором ему уже не надо никому ничего доказывать. Даже в проходных фильмах он демонстрирует неиссякающий юмор, великолепный фэшн-дизайн и высочайший класс режиссуры, который изучают в киношколах по кадрам. После "Свадьбы", "Образов", "Трех женщин" его назвали американским Феллини. Так что, награда теперь досталась Олтману не за конкретные фильмы, а за прожитую жизнь.