Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий. Никита Татарский: Последние исследования показывают, что Польша из бастиона консерватизма в центре Европы превращается в государство все более толерантное. Алексей Дзиковицкий: По данным социологических исследований, аж 67% поляков считают, что дети должны рождаться только у пар, которые находятся в браке. Среди 12 стран Европейского Союза и Соединенных штатов Америки, где проводились исследования, это первое место. Однако еще в середине 90-х такого мнения придерживались аж три четверти поляков. Заметно увеличилось и количество жителей Польши, которые допускают развод в ситуации, если супруги никак не могут решить проблемы, разрушающие их союз - теперь так считают 57% поляков. В католической Польше важным проявлением изменений, которые произошли за последние 15 лет, является и то, что в стране неожиданно выросло количество людей, которые поддерживают одиноких матерей. Более половины поляков считают, что один родитель в состоянии так же хорошо воспитать ребенка, как и двое родителей. Социолог из Варшавского Университета Богдан Цихоцки считает, что это связано с более чем десятилетней пропагандистской кампанией против прерывания беременности, результатом которой стала более высокая оценка роли одиноких матерей в обществе. Большинство поляков поддерживают жизнь в гражданском браке, а в целом, каждый четвертый поляк изменил свои взгляды на все описанные выше проблемы - эти взгляды стали либеральнее. Важной проблемой для любого общества является проблема толерантного отношения к представителям других национальностей. Примечательно, что в межвоенный период, каждый третий житель Польши был не поляком, теперь таких всего 1%. Исследования показывают, что поляки толерантно относятся к людям других национальностей. Говорит профессор Эугениуш Миронович... Эугениуш Миронович: С толерантностью в Польше бывает по-разному. Бывают периоды, когда поляки открыты для других народов, а бывает наоборот, как, например, в конце 60-х годов минувшего столетия, когда из страны практически изгнали всех евреев. Трудно определить, от чего это зависит. Алексей Дзиковицкий: Сам профессор Миронович - белорус по национальности, активист белорусских организаций в Польше и знаком с этими проблемами не понаслышке. Эугениуш Миронович: За последние 15 лет перемены очень хорошо видны. В начале 90-х польское общество было очень открытым, была готовность говорить о любых, даже самых сложных, проблемах с неполяками, однако затем это несколько изменилось. В течение последних нескольких лет чувствуется, что к представителям национальных меньшинств меньше стали прислушиваться, а белорусов это особенно касается. Алексей Дзиковицкий: Нередко можно услышать мнение, что все проблемы этнических белорусов от того, что у них нет настоящей, белорусской большой Земли - в самой Белоруссии, говорящих по-белорусски и «национально-сознательных» белорусов из восточной Польши нынешние власти не очень-то чествуют. Есть, однако, один пункт, который объединяет и поляков и русских и другие народы, особенно в восточной Европе и что практически не изменилось за последние 15 лет - тоска по социальному государству. Аж 92% поляков хотят, чтобы государство поддерживало их в воспитании детей - предоставляло продолжительные и хорошо оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком, пособия, доплаты и так далее. Говорит пани Магда, которая недавно вступила в брак и ждет ребенка... Магда: Труднее всего женщине, и это очень плохо, что работодатель, например, требует подписать обязательство о том, что сотрудница не пойдет в декретный отпуск. Надо смотреть правде в глаза: с государственной помощью было бы легче. Алексей Дзиковицкий: Как бы то ни было, по мнению специалистов, польское общество быстрыми шагами идет в сторону западноевропейского либерализма, а будет идти еще быстрее и может случиться, что через несколько десятилетий взгляды среднего поляка не будут отличаться от взглядов его голландского ровесника. Ведь либеральные взгляды демонстирируют в первую очередь молодые, хорошо образованные и обеспеченные люди, в то время оплотом консервативных ценностей остаются люди пожилые.