Ссылки для упрощенного доступа

Популярная Америка

Дональд Трамп с таблицей тарифных ставок для разных стран
Дональд Трамп с таблицей тарифных ставок для разных стран

Судьба глобальных тарифов, любимого детища президента Дональда Трампа, решилась: Верховный суд США вынес вердикт об их незаконности. Суд постановил, что президент превысил полномочия, когда вводил тарифы на импорт товаров в США на основании закона, предназначенного для случаев чрезвычайного положения в стране. Судебное решение открывает путь американскому бизнесу для судебных исков по возврату уплаченных пошлин а это почти 150 млрд долларов.

Тарифы – одно из оснований президентства Трампа, без них "не будет страны", говорит Дональд Трамп. При этом, хотя пошлины и пополняют казну, они одновременно могут толкать вверх инфляцию, что плохо сказывается на отношении избирателей к президенту. И в этом их отмена может оказаться неожиданно политически выгодной для Трампа.

Краткая история тарифов Трампа 2.0. Хронология

Тарифы были одной из центральных тем президентской кампании Трампа 2024 года. Он обещал защитить ими американскую промышленность, добиться от других стран разнообразных уступок и увеличить доходы государства настолько, что все бюджетные проблемы будут решены.

  • 1 февраля 2025 года. Первые крупные тарифы против Мексики, Канады и Китая. Столкнувшись с ответными мерами, администрация согласилась на паузу в отношении некоторых тарифов.
  • 2 апреля 2025 года. "День освобождения": тарифы для большинства стран. После затяжного падения рынков администрация смягчила некоторые пошлины.
  • 28 мая 2025 года. Мало кому известный до того момента Суд США по международной торговле счел незаконными основания, на которых Трамп ввел тарифы. Администрация подала апелляцию и в итоге дошла до Верховного суда.
  • 5 ноября 2025 года. В Верховном суде прошли слушания аргументов. Решение ожидали с января, но пока его нет, ближайшее заседание – в пятницу 20 февраля.

Тарифы. Спор о легальных основаниях

Право устанавливать налоги и пошлины по Конституции принадлежит Конгрессу, но Трамп обосновал введение значительной части тарифов законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), которые президент получает в случае "необычной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности или экономике США, в связи с которой объявлено чрезвычайное положение". Такими угрозами Трамп объявил "нелегальных иммигрантов и наркотики, включая смертельно опасный фентанил", "отсутствие взаимности в торговых отношениях", в виде "крупных и устойчивых дефицитов торгового баланса", ввел чрезвычайное положение – и тарифы.

Суд по международной торговле счел, что подобные действия превосходят "рамки любых полномочий, предоставленных президенту IEEPA для регулирования импорта посредством тарифов" и отменил их, и апелляционный суд это подтвердил. Правда, решения отложены до рассмотрения дела Верховным судом.

Слушания 5 ноября. Детали

Прения в Верховном суде 5 ноября прошли, как сочли многие наблюдатели, не лучшим образом для администрации.

Даже некоторые консервативные судьи звучали скептично. Председатель суда Джон Робертс заявил, что тарифы "вводят налоги на американцев, и это всегда было ключевым полномочием Конгресса".

Конгресс давно предоставил президенту широкие полномочия

Представитель администрации попытался доказать различие между пошлинами и налогами, но многие судьи, видимо, разделяли преобладающее мнение экономистов, что это одно и то же.

Законность тарифов объяснялась тем, что "Конгресс давно предоставил президенту широкие полномочия применять тарифы для решения чрезвычайных ситуаций, и IEEPA продолжает эту традицию, прямо уполномочивая президента "регулировать… импорт".

Оппоненты заявили, что до сих пор ни один президент не использовал IEEPA для введения пошлин, не говоря уже о таких масштабах.

Это кажется действительно серьезными полномочиями

У Верховного суда есть доктрина, что исполнительная власть не может принимать решения "большого экономического и политического значения" без явного одобрения Конгресса.

Робертс сказал, что администрация претендует на право вводить пошлины на любой продукт из любой страны на любую сумму и на любой срок, и "это кажется действительно серьезными полномочиями". Другая консервативная судья, Эми Барретт, заметила, что Конгресс пытался с помощью IEEPA ограничить чрезвычайные полномочия президента, а не расширить их.

Впрочем, наблюдатели замечали, что вопросы Робертс и Барретт выдавали также беспокойство по поводу возможных последствий в случае решения о незаконности тарифов, в частности, необходимостью возврата уже полученных государством пошлин.

  • Два консервативных судьи Кларенс Томас и Сэмюэл Алито, по оценкам, были на стороне Трампа, Бретт Кавано склонялся к этому, три либеральных судьи были против.
  • Но прения, подчеркивают многие, – несовершенный индикатор того, какое решение будет принято. В сложных случаях судьи могут долго обсуждать и согласовывать конкурирующие мнения.

Вердикта ждали в январе, но его так и не было, и это может быть знаком: импортеры надеялись на быстрое решение, поскольку администрация продолжает собирать пошлины, и чем больше их собрано, тем сложнее будет процесс возврата в случае, если тарифы признают незаконными.

Возможно, отмечают наблюдатели, большинство судей в результате склонились в пользу администрации, и возврат средств не потребуется.

Но даже если судьи отменят все или часть тарифов, они могут оставить вопрос о возврате средств на усмотрение нижестоящих судов, могут постановить, что тарифы не должны применяться в будущем, тогда это не будет касаться уже уплаченных пошлин, либо отложить действие своего решения, дав Конгрессу время вмешаться.

"Не будет страны". Что дальше

Что именно произойдет, если тарифы отменят, сейчас трудно предсказать.

"Сотни миллиардов долларов поступают в казну… было бы невозможно вернуть эти огромные суммы. Это было бы повторением 1929 года, Великой депрессии!" – написал Трамп летом.

"Если у нас не будет [тарифов], у нас не будет страны. Мы окажемся в очень, очень серьезных финансовых затруднениях", – заявил президент осенью.

Тарифы быстро стали значительным источником федеральных доходов – около 31 миллиарда долларов только в августе. Это значительный скачок, прежде поступления от пошлин были на уровне 7-8 миллиардов в месяц. Но даже сейчас тарифы составляют менее 10% всех денежных поступлений в казну США.

С октября по декабрь 2025 года (начало 2026 финансового года) таможенные пошлины составили 90 миллиардов, основной доход казны, индивидуальные подоходные налоги – 606 миллиардов, "социальные" налоги – 409 миллиардов, корпоративные подоходные налоги – 82 миллиарда.

Экономическая и политическая цена. Общая картина

Трамп исходит из идеи, что тарифы позволят снизить налоговую нагрузку, и это должно быть популярно у избирателя.

  • Президент даже обещал выплатить по 2 тысячи долларов "тарифных дивидендов", хотя непонятно, насколько это реализуемо: "Люди, выступающие против тарифов, – ДУРАКИ!.. Дивиденды в размере не менее 2000 долларов будут выплачиваться каждому (кроме людей с высоким доходом!)".

Однако оппоненты указывают, что тарифы в большинстве ложатся на плечи американских импортеров и потребителей, толкают вверх инфляцию, а это сейчас наиболее болезненный вопрос для избирателей.

Против тарифов в отношении Канады проголосовали шесть конгрессменов-республиканцев – и Трамп пригрозил, что им несдобровать на партийных праймериз.

  • Axios утверждает, что республиканец, сенатор от Техаса Тед Круз рассказывал на встрече с донорами о том, что предупреждал Трампа при введении тарифов: "Если пенсионные накопления людей сократятся на 30%, а цены в супермаркетах вырастут на 10-20%, то в день выборов нас ждет кровавая бойня… Вы проиграете Палату представителей, вы проиграете Сенат, и следующие два года вас будут подвергать импичменту каждую неделю". В ответ, по словам Круза, Трамп, якобы, сказал: "Пошёл ты…, Тед".

Надо заметить, что худшие ожидания для экономики от введения тарифов не сбылись. Фондовые рынки, куда вложены помянутые Крузом пенсионные накопления американцев, рекордно росли после первоначального падения, рецессия, которой опасались, не настала.

Но инфляция остается повышенной (хотя и снижается, судя по последним данным), и это ключевой политический риск для Трампа перед выборами в Конгресс в ноябре.

"Пошлины напрямую увеличивают стоимость импортных товаров, повышая цены для американских потребителей и предприятий. [Они] также косвенно увеличивают стоимость товаров и услуг, производимых внутри страны с использованием импорта", говорится в докладе Бюджетного управления Конгресса.

В этом смысле решение Верховного суда о запрете введенных глобальных тарифов, пусть и вопреки желанию администрации, может парадоксально помочь республиканцам на выборах, если приведет к падению инфляции.

Операция ICE в Миннесоте
Операция ICE в Миннесоте

В США – третий по счету шатдаун, на этот раз из-за массовых рейдов по поиску нелегальных иммигрантов. Шатдаун частичный, куда меньше прежних, рейды в Миннеаполисе, вызвавшие бурю в январе, значительно свернуты, но споры в Конгрессе о реформе иммиграционных ведомств продолжаются, а потому неизвестно, когда шатдаун кончится.

Шатдауны второго срока президента Трампа. Хронология

Шатдаун, приостановка работы правительства, происходит, когда Конгресс из-за политических разногласий не может одобрить бюджетные ассигнования.

  • 1 октября. Первый шатдаун при нынешней администрации Дональда Трампа начался из-за споров о финансировании системы здравоохранения и стал самым долгим в истории США, 43 дня.
  • 12 ноября. Шатдаун закончился временным соглашением о выделении средств правительству до конца января, чтобы за это время найти компромиссы по бюджету 2026 года.
  • 31 января. Второй шатдаун длился четыре дня и был вызван событиями в Миннеаполисе, где во время рейдов по поиску нелегальных мигрантов были убиты два местных жителя. Демократы отказались выделять деньги DHS, министерству внутренней безопасности, потребовав провести реформы в иммиграционной и пограничной службах ICE и CBP, которые проводили рейды. Быстро был достигнут компромисс, что Конгресс одобряет бюджетные законопроекты, касающихся других правительственных ведомств, а DHS выделит средства на две недели, чтобы за это время найти компромисс по реформе.
  • 14 февраля. Две недели истекли, но компромисс так и не был найден, финансирование DHS остановлено.

Третий шатдаун. Подробности

Нынешний шатдаун касается только DHS, министерства внутренней безопасности, так как бюджеты остальных ведомств утверждены. К DHS относятся службы безопасности аэропортов, береговая охрана, служба реагирования на стихийные бедствия, которые считаются критически важными, и их сотрудники обязаны продолжить работу, но без оплаты, которую возместят позже. Однако если шатдаун затянется, это может привести к нехватке людей и, например, увеличению очередей на досмотрах в аэропортах.

Ирония нынешнего шатдауна в том, что иммиграционное и пограничное ведомства, ICE и CBP, на которые демократы и хотят повлиять, практически не будут затронуты. Принятый в прошлом году "Большой прекрасный закон" Трампа обеспечивает их огромным дополнительным финансированием. На это указывают критики действий демократов, которые говорят, что реформы и так уже идут.

Реформы ICE, сворачивание рейдов в Миннеаполисе. Общая картина

Жесткие анти-иммиграционные рейды в Миннеаполисе привели в январе к общественному взрыву. Люди были недовольны тем, что вооруженные федеральные агенты с закрытыми лицами проводят массовые проверки и осмотры в домах без судебных предписаний, ведут себя агрессивно с населением. Смерть двух американских граждан, застреленных агентами, вынудила администрацию пересмотреть подходы.

Старший сотрудник пограничной службы Грегори Бовино, ставший лицом жестких действий федеральных агентов в Миннесоте, был переведен на прежнее место службы, сообщалось, что ожидается его уход в отставку.

Грегори Бовино
Грегори Бовино

В Миннеаполис был направлен Том Хоман, высокопоставленный чиновник иммиграционной службы, которого Трамп назначил "пограничным царем", отдав в его ведение все вопросы иммиграции (Хоман известен жестким подходом к депортациям, которыми занимался еще при администрации Барака Обамы – и был награжден). В Миннесоте Хоман объявил о выводе из штата тысяч переброшенных туда для проведения рейдов федеральных агентов.

Том Хоман во время избирательной кампании Трампа.
Том Хоман во время избирательной кампании Трампа.

Демократы настаивают на реформах, в частности:

  • Требование к агентам публично носить идентификационные жетоны,
  • Запрет на ношение агентами масок,
  • Требование судебных ордеров для входа агентов в частные дома,
  • Обязательное использование агентами нательных видеокамер,
  • Более строгие стандарты применения силы,
  • Прекращение проверок на основе внешности людей и языка, на котором они говорят,
  • Ограничение операций вблизи важных объектов вроде школ, больниц, судов.
  • Требование предоставить местным властям возможность расследовать случаи стрельбы.

Некоторые пункты, вроде нательных камер, пользуются поддержкой среди республиканцев, но часть требований они отвергают, в частности, запрет масок (по их мнению, это подвергнет опасности агентов), требование судебных ордеров (радикально замедлит и осложнит операции).

Большинство американцев поддерживали борьбу с нелегальной иммиграцией и депортацию незаконно находящихся в стране людей, и это было одной из ключевых причин победы Трампа на выборах в 2024 году, но жесткие методы иммиграционных рейдов привели к обратному эффекту, снижая поддержку избирателей. Судя по агрегатору опросов Silver Bulletin, их отношение к иммиграционной политике Трампа за год снизилась от +11 в феврале прошлого года до -12 сейчас.

Официально Конгресс находится на каникулах до 23 февраля, поэтому выход из шатдауна DHS не ожидается в ближайшие дни.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG