Золотые века майолики

[ Радио Свобода: Программы: Культура ]
[26-10-05]

Золотые века майолики

Редактор и ведущая Лиля Пальвелева


В Музее архитектуры имени Щусева новая выставка - "Золотые века майолики". Все экспонаты привезены в Москву из Италии, из Национальной галереи классического искусства города Рима (другое название - Палаццо Барберини).

Майоликой называют крупнозернистую керамику, покрытую непрозрачной росписью, которая при обжиге всегда чуть-чуть расплывается. Вещи из майолики не могут быть такими тонкими, как фарфоровые, и потому у них всегда более обобщенные формы. Знатоки находят во всем этом свою прелесть. Говорят - от майолики веет теплом. Быть может, еще и оттого, что печные керамические изразцы - это не что иное, как майолика. Кстати, их немало представлено на выставке в Музее архитектуры. Слово директору музея Давиду Саркисяну.

Давид Сарксисян: Есть изразцы, которые клались на поверхность здания и на поверхность печки. Здесь представлено разнородное собрание, но в нем все вещи древние. Первый экспонат, самый ранний датируется XIII веком, последний - XIX веком. Есть вещи бытового содержания - кувшины обычные, или сосуды для специй, есть блюда. Есть вещи очень дорогие по работе в то время, а есть вещи совсем уже бытовые, но за счет древности они все в цене сравнялись. Вся коллекция в целом стоит несколько миллионов долларов.

Лиля Пальвелева: Когда посетитель входит на выставку, наверное, первое, что он замечает, это большое панно из керамических прямоугольников.

Давид Саркисян: Это изображение Сципиона. Оно было на поверхности здания.

Лиля Пальвелева: Средневековые мастера увлекались античностью. Нo на выставке "Золотые века майолики" можно встретить не одного только Сципиона, картинно изогнутого римского воина в доспехах. Бесспорный шедевр - блюдо с мифологической сценой из Урбино. Говорят - расписано под влиянием Рафаэля. Еще на блюдах и кувшинах рисовали обстоятельные пейзажи, покрывали свои изделия буйным растительным орнаментом, в который нередко вплетали животных. Если внимательно приглядеться, можно заметить зайца или птицу. Порой это сине-белая роспись, чаще - многоцветная. И вот что замечательно: спустя века, краски на покрытых глазурью вещах практически не меняются.

Откуда родом все эти экспонаты? Чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Джанфранко Факко Бонетти сообщает.

Джанфранко Факко Бонетти: Это не только изделия из Италии. Но если мы говорим об итальянских изделиях, то это, в основном, изделия, которые были произведены в Центральной Италии. Если говорить об изделиях, которые не итальянского производства, то это испанского производства (юга Испании) и из города Изник в Турции.

Лиля Пальвелева: Вещи, которые не из Италии, они, тем не менее, бытовали у итальянцев?

Джанфранко Факко Бонетти: Конечно, это все предметы, которые использовались в быту, в том числе аристократическими семьями. Среди наиболее интересных экспонатов есть вазы - это аптекарские сосуды вертикальной формы. Соответственно, все эти вазы использовались в быту в тех целях, для которых они были и сделаны.

Лиля Пальвелева: В них хранились лекарства или они использовались для чего-то другого?

Джанфранко Факко Бонетти: Даже если мы сейчас находимся в аптеке Ивана Грозного, я вам не могу сказать с уверенность, потому что я не специалист-фармацевт. Но я подозреваю, что, скорее всего, здесь хранились травы, эссенции из трав.

Лиля Пальвелева: Занятное сближение: упомянутые Джанфранко Бонетти аптекарские сосуды, вместе со всеми прочими экспонатами выставки, разместили в той части Музея архитектуры, что расположена в здании XVII столетия. Здесь был Аптекарский приказ, подчеркивает Давид Саркисян.

Давид Саркисян: Мы выставляли уже из того же Палаццо Барберини муравское стекло XV века. К нам приехал тот самый сосуд, который натурщик Караваджо держал в руке, когда тот писал картину "Вакх". Этот сосуд стоял в нашем Аптекарском приказе, построенном царем Алексеем для себя в качестве аптеки. Он сюда ходил лечиться. На задворках был огород, где росли травы. Так что, это совершенно замечательное помещение, совершенно фантастическая коллекция. Мы постарались выставить ее занятно. Не скучно - каждую вещь в отдельной коробке, а сделать большой натюрморт то ли в стиле голландском, то ли в стиле Питера Гринуэя.

Лиля Пальвелева: Этот гигантский натюрморт соорудили в центре зала, так, чтобы его можно было обойти по кругу и внимательно разглядеть экспонаты со всех сторон. На многих надписи. Порой это умные и важные изречения, порой простое обозначение того, что за специи должны храниться именно вот в этом сосудике. И очень часто - даты, необычные символы и инициалы мастера.

А теперь время рубрики "Уникальный экспонат". БИЛЕТ В ПРОВАЛ, датированный 1929 годом и оформленный как почтовая открытка, хранится в Пятигорском доме-музее Лермонтова. Однажды местные власти решили пойти по стопам Остапа Бендера и брать деньги за вход в Провал, расположенную на склоне Машука карстовую пещеру с сероводородным озером на дне.

Уникальный экспонат представляет главный хранитель музея Николай Маркелов.

Николай Маркелов: Это единственный экземпляр. За всю свою долгую жизнь второго экземпляра я не видел. К нам даже обращаются с тем, чтобы увидеть эту открытку и убедиться, что она действительно существует. Тут на этой открыточке мы видим, что цена обозначена - 10 копеек. По курортным книжкам, сезонным билетам и для экскурсий бесплатно, то есть идеи Остапа претворены в жизнь.

В романе утверждается, что вход в Провал бесплатный. Мы можем обратиться непосредственно к страницам: "Удивительное дело, - размышлял Остап. - Как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города. Я исправлю досадное упущение". И Остап поступил так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация. "Приобретайте билеты, граждане! 10 копеек!" Эти строки из романа подсказали деятелям пятигорской тогдашней администрации, что действительно надо пускать в Провал всех желающих за небольшую плату.

Мы держим в руках этот листочек плотной бумаги. Кстати, хорошо было придумано, что этот билет может одновременно служить и открыткой. На обратной стороне можно было написать небольшой текст, приклеить марку, обозначить адрес и отправить по почте. Прекрасный сувенир.

"Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, - с какой целью взимаются пятки? "С целью капитального ремонта Провала, - дерзко ответил Остап. - Чтоб не слишком провалился".

Да, время от времени, действительно, в Провале проводятся ремонтные и реставрационные работы.

В лермонтовское время подойти близко к тому озерку, которое находится внутри Провала, было невозможно. Можно было только спуститься на веревках вниз со склона Машука. А в середине XIX века был пробит сквозь скальную толщу тоннель к этому озеру. И вот здесь на открыточке изображен вход в этот тоннель. Раньше он был сложен из кирпича, а в 50-е годы уже ХХ века вход в Провал изменился. Он стал более монументальным, по обеим сторонам были установлены скульптуры львов. В таком виде он существует и поныне.

Лиля Пальвелева: Рассказ Николая Маркелова записала наш корреспондент Лада Леденева.