"Если Дмитриевского осудят, это будет запретом на профессию"

Правозащитники считают, что после "дела Дмитриевского" из Чечни будут поступать только "правильные" новости

Завтра в Нижнем Новгороде пройдет очередное заседание суда по делу журналиста-правозащитника Станислава Дмитриевского. Прокуратура обвиняет его в «разжигании межнациональной розни» за публикацию в редактируемой им газете «Правозащита» текста заявления Ахмеда Закаева и интервью с Асланом Масхадовым. Российские правозащитники в знак солидарности с Дмитриевским решили приехать в Нижний Новгород. Они не исключают, что уже в ближайшие дни журналисту может быть вынесен приговор.


Представители нескольких правозащитных организаций отправляются сегодня в Нижний Новгород, чтобы поддержать своего коллегу Станислава Дмитриевского в ходе судебного процесса. Многие из них полагают, что судят журналиста-правозащитника вовсе не за то, что он опубликовал интервью с Масхадовым и полный текст заявления Закаева, а за то, как он освещал события в Чеченской республике.


Редакторы сайтов информационного агентства ПРИМА-NEWSи радикалы.ру Александр Подрабинек и Николай Храмов сегодня отправили генеральному прокурору Владимиру Устинову обращение, в котором говорится, что уголовное преследование Дмитриевского является посягательством на свободу печати в России. Демонстрируя солидарность с обвиняемым, они опубликовали на своих сайтах те же материалы, за которые журналист привлечен к ответственности. «Если закон не действует избирательно только в отношении Дмитриевского, - пишут генеральному прокурору авторы, - и если его судят сегодня действительно за публикацию этих статей, то прокуратура должна предъявить аналогичные обвинения и нам». Реакции из Генпрокуратуры на это обращение пока не поступало.


Председатель центра «Демос» Татьяна Локшина рассказала, почему она едет в Нижний Новгород поддерживать Станислава Дмитриевского. Дело против журналиста-правозащитника Локшина назвала политическим.


«Для меня это такая же гражданско-человеческая солидарность. Мы коллеги Дмитриевского. Мы его хорошо знаем. Мы знаем, что к возбуждению национальной розни он не имеет никакого отношения. Я внимательно читала обе публикации. Ничего кровожадного в этих текстах, безусловно, нет. Все экспертные заключения, которые обвинение представило в поддержку своей позиции, в высшей степени высосаны из пальца».


Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов добавляет, что судебными разбирательствами и осуждением независимых журналистов нынешняя российская власть пытается закрыть альтернативные источники информации из Чеченской республики. Он подчеркнул, что тоже не сомневается в политической подоплеке этого дела: «После того, как власть, не дай бог, добьется закрытия газеты или закрытия этой общественной организации, тогда наступит уж точно информационный вакуум».


Директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина (она тоже едет в Нижний) рассказала, что на Дмитриевского, его газету и нижегородское Общество российско-чеченской дружбы власть оказывает давление уже около года: «[мы] впервые сталкиваемся с таким масштабным и комплексным давлением на правозащитника-журналиста и организацию, в которой он работает. Это и Уголовный кодекс по 282-й [статье], и арбитраж по иску от налоговой [инспекции], и попытка ликвидации организации через министерство юстиции, это и возбужденное дело по 199-й статье "неуплата налогов", это и физические угрозы, поступающие в адрес сотрудников».


Президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе заявил, что процесс против Дмитриевского будет иметь историческое значение, и в не последнюю очередь это связано с принятием в России новой редакции закона о неправительственных организациях.


«Во-первых, если Стас будет осужден, он никогда не сможет больше работать в общественных организациях. А это запрет на профессию. Во-вторых, арбитражный процесс приостановлен по налогам, а налоги, как вы помните, по грантовым соглашениям этой организации с двумя международными донорами – Европейским Союзом и Национальным фондом в поддержку демократии (США). Арбитраж приостановил оспаривание самих договоров, в чем в начале и состояли основные претензии. Он ждет. Если будет осужден Дмитриевский, и будет доказано, что организация занималась «экстремистской» деятельностью, тогда, соответственно, и эти целевые средства [получается,] были использованы нецелевым образом. Это будет очень мощный удар по программам международного сотрудничества и зарубежного финансирования некоммерческих организаций. У этих двух важнейших международных фондов будет черная метка, что они поддерживали экстремистскую деятельность. Это будет удар в целом по правозащитному движению».


Правозащитники сообщили, что 18 января с 2 до 4 часов дня в сквере у Соловецкого камня на Лубянской площади состоится пикет в защиту Станислава Дмитриевского.