Человек дня - Николь Кидман

Андрей Шароградский: Человек дня Радио Свобода 26 января - австралийская актриса Николь Кидман, которая стала Послом доброй воли Организации объединенный наций. И практически одновременно с этим назначением Кидман за вклад в мировое кино награждена Орденом Австралии, высшей наградой своей страны.


Николь Кидман родилась в 1967 году на Гавайских островах, в семье эмигрантов из Австралии. В возрасте четырех лет переехала в Сидней. Окончила две ведущие австралийские театральные школы - в Сиднее и Мельбурне. Играла в Театре "Филипс-стрит". В 15 лет дебютировала в кино, в Голливуде стала известна после того, как снялась в фильме "Мертвый омут" в конце 80-х и в картине "Дни грома" вместе с Томом Крузом в начале 90-х. Она лауреат многих престижных театральных и кинонаград, в их числе "Оскар", "Золотой глобус", приз Бостонского объединения кинокритиков, премия Австралийского Института киноискусств. Николь Кидман любит быструю езду на автомобиле и парашютный спорт, увлекается русской литературой. Живет и работает в Голливуде.


Человека дня Радио Свобода представляет кинокритик Андрей Плахов.



Андрей Плахов: Когда Николь Кидман перебралась из Австралии в Голливуд и начала делать там стремительную карьеру, никому в голову не приходило считать ее серьезной актрисой, а ее внешность оценивали как нечто среднее между хорошенькой продавщицей и манекенщицей. К тому же она была женой Тома Круза и воспринималась как его тень, как красивое дополнение к звезде. Прошло всего несколько лет - и Кидман доказала не только свою способность играть разнообразные и сложные роли, но гораздо большее - умение самой строить свою карьеру, не опираясь на мужчин, и самостоятельно делая выбор. Возможно, первая роль, которая доказала диапазон возможностей актрисы была сыграна ею у Гаса Ван Сента в фильме "Умереть за". С того времени она стала музой многих независимых и арт-хаусных режиссеров, от Джейн Кемпион "Портрет леди" до Алехандро Аменабара "Другие", да самого Ларса фон Триера, наконец, который дал ей незабываемую роль в "Догвиле".


Особый смысл в ее судьбе имела встреча со Стэнли Кубриком, который выступил своего рода психоаналитиком ее супружества с Томом Крузом, причем вскоре после этого уникального эксперимента супружество оказалось разрушено. С этого момента артистические акции Кидман пошли еще более резко вверх. В "Мулен Руж" она проявила способности музыкальной актрисы, умеющей петь и танцевать, в "Девушке на день рождения" - способности комедийные. В последнем фильме сыграла русскую авантюристку. Ей предлагают работу самые изысканные и стильные режиссеры мира. Проект китайца Вонга Карвая "Леди из Шанхая" ждет своего воплощения. Наконец, самый большой знак признания - "Оскара" - Кидман получает за роль Виржинии Вульф в фильме "Часы", где актриса не побоялась изуродовать свою хрупкую красоту приклеенным носом.


Теперь в артистическом плане Кидман уже не нужно никому и ничего доказывать. По художественному рейтингу она давно обогнала своего экс-супруга Круза. Но она из тех женщин, которые никогда не останавливаются и всегда ставят перед собой новые задачи. В последнее время Кидман не меньше заботится о своем гуманитарном имидже, нежели артистическом. Она нашла способ высказать свою позицию по отношению к иракской войне, она занимается благотворительной и гуманитарной деятельностью. И даже одна из ее последних ролей в фильме "Переводчица" - это скорее политическая, чем художественная акция.


И все же только потомки рассудят, права ли была Кидман, отказавшись сыграть не одну, а три роли в трех фильмах трилогии Триера. Сегодня ролей такого масштаба у нее нет.