Либби рассекретил агента ЦРУ по приказу президента Буша

Луис Либби, бывший начальник канцелярии вице-президента США, привлечен к судебной ответственности за дачу ложных показаний

Согласно опубликованным протоколам суда, Луис «Скутер» Либби, помощник вице-президента США Дика Чейни, рассекретил в 2003 году агента ЦРУ по личному распоряжению президента Джорджа Буша. На эту новость сразу отреагировали демократы, обвинившие президента США в лицемерии.


Согласно показаниям, данным Либби так называемому «большому жюри», президент уполномочил Либби передать средствам массовой информации строго засекреченные сведения в попытке дискредитировать советника ЦРУ, чьи взгляды подрывали мотивировку вторжения в Ирак. По мнению некоторых юристов, президент имеет юридическое право рассекретить любой документ или факт, хотя другие это оспаривают.


Демократы ставят президенту в вину не нарушение закона, а тот факт, что он использовал свои прерогативы для интриг и компрометации оппонента. «Если эта информация правдива, то от нее просто дыхание перехватывает», - заявила Джейн Харман, высший по рангу демократ в комитете Палаты представителей по делам разведки.


Согласно протоколам «большого жюри», Либби показал, что президент Буш уполномочил его рассказать журналистам, что Валери Плейм, жена бывшего дипломата Джозефа Уилсона, опровергшего один из мотивов вторжения в Ирак, была штатным агентом ЦРУ и посоветовала агентству нанять своего мужа для расследования слухов о закупке Ираком урана в Нигере. Уилсон в ходе этой командировки пришел к заключению, что эта история была основана на фальшивых документах, и изложил свою точку зрения в статье, опубликованной в газете NewYorkTimes.


Распоряжение Буша было передано через Чейни


Белый Дом не стал опровергать версию, изложенную в судебных документах. Как Буш, так и Чейни в свое время дали показания по этому делу, однако подробности этих показаний неизвестны. В показаниях же Либби указывается, что он узнал со слов Чейни о распоряжении Буша рассекретить и обнародовать соответствующую информацию.


Сам Луис Либби находится под следствием по обвинению не в разглашении секретной информации, а в даче ложных показаний «большому жюри».


В 1988 году Верховный суд Соединенных Штатов постановил, что президент имеет право решать, какая информация является секретной, а какая – нет. В марте 2003 года, после начала иракской войны, президент Буш распространил эту прерогативу и на вице-президента. Таким образом, если все произошло именно так, как рассказал Либби, Буш и Чейни не несут за свои действия никакой юридической ответственности.


Трудность ситуации, в которую попала администрация, заключается в том, что Буш всегда резко критиковал практику утечки секретной информации, а в случае с Валери Плейм и он сам, и его помощники многократно обещали выявить источник такой утечки и наказать виновного.


Джозеф Уилсон всегда утверждал, что целью утечки была месть его жене. Неясно, однако, хотел ли Буш действительно очернить репутацию Валери Плейм – скорее, в его намерение входило подвергнуть сомнению компетентность самого Уилсона и, тем самым, реабилитировать стратегию конфронтации с Ираком.


«Серьезное злоупотребление властью»


Газета NewYorkTimes, которая с самого начала выступала на стороне Уилсона против Буша, и репортер которой Джудит Миллер попала на некоторое время в тюрьму в связи с этим делом, пишет по этому поводу в своей редакционной статье:


«У нас нет никаких доказательств, что Буш дал распоряжение о рассекречивании госпожи Уилсон [Плейм – ее девичья фамилия]. Но в любом случае, публикация отобранных сегментов информации, в том числе информации, о ложности которой официальные лица вполне могли иметь представление, выглядит как серьезное злоупотребление властью».


NewYorkTimes также выражает сомнение в том, что Буш действительно располагает полномочиями рассекречивать любую информацию.


Комментатор американской вещательной корпорации ABC Джон Кокран проводит параллель с делом Уотергейта, которое привело к импичменту и уходу в отставку президента Никсона:


«Бывший президент Ричард Никсон нажил себе неприятности, создав незаконную бригаду «сантехников», чтобы выведать источники утечки информации, даже если это и означало взламывание офисов, что послужило поводом к Уотергейтскому скандалу. Теперь мы имеем президента, который может оказаться в неприятной ситуации из-за того, что он допустил утечку, сделав ее законной».


Как Буш, так и Чейни отказались комментировать показания Либби, сославшись на то, что дело в настоящее время рассматривается в суде.