Марлен Хуциев готов отстаивать права Союза кинематографистов

Марлен Хуциев, декабрь 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Андрей Шарый: Руководство вновь избранного Союза Кинематографистов России намеревается в судебном порядке оспаривать решение Министерства юстиции, признавшего незаконным процедуры смены власти в этом творческом союзе, произошедшей на недавнем VII съезде организации. По его итогам новым председателем СК вместо Никиты Михалкова стал режиссер Марлен Хуциев, вот Михалков и оспорил полномочия нового руководства. Сегодня Хуциев и его сторонники рассказали о своих планах борьбы.

Марина Тимашева: На прошлом съезде: скандал, взаимные обвинения, окончательное голосование за Никиту Михалкова, когда делегация Петербурга уже покинула Дом кино, поспешая на поезд, иск в суд от оппозиции. Никита Михалков в суде выиграл. Нынешний съезд: скандал, взаимные обвинения, отсутствие кворума при голосовании в некоторых гильдиях за делегатов, большинством голосов Председателем союза выбран Марлен Хуциев, Министерство юстиции пока его в этой должности не зарегистрировало. Вопрос: победит ли опять Никита Михалков? Сам Никита Сергеевич, видимо, отчасти согласен с утверждением - если свалят его, свалят и власть, и винит во всех бедах "либеральную интеллигенцию". Режиссер Гари Бардин придерживается вот какого мнения.

Гарри Бардин: Я думал, что он пошутил, когда Никита сказал: «Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший». Это не шутка оказалась, он действительно хороший враг. Он очень капризный человек. Вот ему не понравилась академия «Ника» - он сделал другую академию, ему не понравился наш съезд – он хочет собрать свой съезд. Не дай бог, если ему Кремль не понравится, боюсь за власть.

Марина Тимашева: Эльдар Рязанов свою речь написал заранее.

Эльдар Рязанов: Мое выступление – это просто вопль отчаяния. И мне сейчас очень больно от того, что я вижу сейчас. Мы просто на пепелище находимся. И разрушено не только хозяйство Союза, разрушены отношения между людьми. В наш кинематографический дом пришла беда, понимаете, пришли воровство, подозрительность, ненависть. И ответственность за сложившуюся ситуацию несет руководство Союза последних лет. По всем общественным и моральным нормам в подобных случаях, когда людям выражено недоверие огромного количества людей, руководство уходит в отставку. Вместо этого поднимается грязная возня, подаются иски в суды. Мне непонятно, почему прежнее руководство так цепляется за эту, в общем, на самом деле иллюзорную власть и за разгромленное ими же самими хозяйство. Сегодня любые деструктивные действия гибельны. Вот если мы начнем сейчас судиться, вызывать ОМОН и так далее, условно говоря, если мы пойдем по этому пути, то мы погрязнем вообще в кухонной сваре. Им необходимо наступить на собственное оскорбленное самолюбие, и нам тоже в какой-то степени. Это все очень сложно.

Марина Тимашева: Марлен Хуциев и Эльдар Рязанов уповают на суды. Куда более реалистичным кажется мнение режиссера Вадима Абдрашитова.

Вадим Абдрашитов: Я менее романтические настроен, чем мои коллеги. Поразительно, конечно, что решение о съезде Союза кинематографистов было принято Пленумом прежнего руководства. Съезд показал такие результаты, которые оказались неудобными, - отсюда идея по поводу нелегитимности. Я думаю, что, на самом деле, дальше будет решать власть. Не независимые суды, а власть. И, подозреваю, в лице первых лиц, на которых ссылается Никита Сергеевич. Окончательное решение будет принято наверху. И вот как наверху решат, так, дорогие друзья, и будет.

Марина Тимашева: Прошу прокомментировать ситуацию режиссера Виталия Манского.

Виталий Манский: Для меня совершенно очевидно, как для члена правления, что если Михалков в течение последних четырех лет предпринял столько усилий для деятельности Союза, сколько за эти несколько дней, чтобы вернуть себя в должность председателя, значит, за этим стоит нечто большее, нежели желание восстановить какие-то ущемленные амбиции. Тут наверняка есть какой-то план. И конечно, в этом смысле он будет использовать все доступные для него административные ресурсы, и конечно, именно эти административные ресурсы будут принимать решение о судьбе Союза. То есть, собственно, нетрудно догадаться, что это будет решение даже не двух, а одного человека в этой стране.

Марина Тимашева: На 6 февраля в Пресненском суде Москвы назначено слушание по иску группы кинематографистов, сторонников Михалкова. Они обращают внимание суда на ошибки в подготовке и проведении съезда, то есть, по сути, добиваются признания его нелегитимным. Иск обращен к руководству Союза, при этом никто не понимает - прежнее или нынешнее руководство должно отвечать за ошибки. Если суд признает съезд нелегитимным, то юристы нового руководства будут обжаловать это решение в высших судебных инстанциях, вплоть до Страсбургского суда.
Пока ситуацию можно назвать патовой. Как сказала, очень насмешив собравшихся, юрист Сталина Гуревич: "Сейчас Никита Михалков в Союзе кинематографистов никто, только его член". А раз так, Михалков не может собрать внеочередной съезд, хотя и грозит провести его до 1 апреля 2009 года. Опытные аппаратчики, назначенные прежним руководством, не отдают новому печати, технику, а также доступ к банковским счетам. Из-за этого сторонники Марлена Хуциева даже не могут провести пленум, намеченный на 6 февраля.