Андрей Шарый: Человек дня Радио Свободы 14 апреля – рок-музыкант Петр Мамонов, которому сегодня исполняется 55 лет.
Петр Мамонов родился в Москве. Рок-музыкой увлекся в юности, когда играл на гитаре в дворовой группе "Экспресс". Известность получил в 1984 году, после начала выступлений панк-группы "Звуки Му". Этот один из самых самобытных на российской рок-сцене коллективов просуществовал до конца восьмидесятых, оставив поклонникам восемь альбомов, самые известные из которых - "Крым" и "Простые вещи". В начале девяностых годов создал рок-группу "Мамонов и Алексей", записал несколько сольных альбомов, снимался в кино – фильмы "Игла", "Такси-блюз", "Время печали еще не пришло", играл в театре имени Станиславского, выступал с моноспектаклями. Периодически живет в подмосковной деревне Ефаново.
Марина Тимашева: Что в середине 80-х годов могла противопоставить Москва петербургской новой рок-н-ролльной волне? Я бы сказала - а ничего, если бы не группа"Звуки Му" и не ее лидер Петр Мамонов. Петербургская школа в лице ее лучших представителей (Гребенщиков, Науменко, Цой) была, как ни крути, лирически-исповедальной, используя театральную терминологию, это была школа переживания. Москва ударила по ней школой представления своим лучшим артистом Петром Мамоновым. Ничего подобного я более никогда не видела. Он был и есть поэт, музыкант, философ, танцор и актер. Теперь, когда мне рассказывают про открытия актуальных драматургов, я смеюсь. Все они были сделаны Петей Мамоновым, облечены в совершенную форму, грандиозно сыграны и занимали во времени не более пяти минут, если говорить об отдельных композициях. На московских кухнях, а потом и сценах появился "Темный Му". Страшенный рослый худой русский мужик не то с похмелья, не то уже в белой горячке. Будто не имеющие костей конечности развинченно болтались по сторонам тряпичного тела - пластика вышедшей из подчинения, обезумевшей марионетки - пусть попробуют повторить ее специально обученные исполнители современных танцев. Марионетка выхаркивала абсурдные по сути, но очень узнаваемые в конкретных словах тексты. "Муха - источник заразы", "Люля-кебаб", "У нас была любовь, а теперь ремонт", "Турист"и, как самое членораздельное, ясное высказывание "Серый голубь". "Я серый голубь - пел Мамонов, - моя шея тонка, свернуть эту шею не дрогнет рука у тебя, зато я умею летать". При этом Петя как-то жалко всхлопывал сломанными в локтях руками- крылышками.И ты все понимал про маленького человека, пусть спившегося, гадкого, обезображенного,но хотя бы пытавшегося взлететь. Как говорит МакМерфи в романе Кена Кизи: "Я хотя бы попробовал".
Когда рок-музыка сдалась на милость шоу-бизнеса, Петя совершил побег в театр. Один за другим он ставит спектакли мрачные, абсурдистские спектакли на сцене драматического театраимени Станиславского и сам играет в них главные роли, зато в жизни его, кажется, нет мрака. Петр Мамонов, как и лидер группы "Вежливый отказ" Роман Суслов, уехал в деревню, живет там. Тоске по лучшей жизни предпочел веру в Бога, но не кликушествует и не навязывает ее другим, как делают иные бывшие соратники по рок-сцене. Интересно, напишет ли он когда-нибудь песню "Светлый Му"?