Пресс-конференция адвоката Михаила Ходорковского Юрия Шмидта

Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Дмитрий Волчек: Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт сообщил сегодня на пресс-конференции в Москве, что намерен добиваться привлечения главы Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина в уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.



Марьяна Торочешникова: По собственному признанию Юрий Шмидта, изначально, приглашая журналистов на пресс-конференцию, он готовился рассказать о решении Замоскворецкого суда Москвы по вопросу этапирования Михаила Ходорковского в отдаленную колонию для отбывания наказания. Однако события последних дней дали повод для новых заявлений. Во-первых, Юрий Шмидт сообщил о том, где и в каких условиях теперь, после нападения на него, содержится Михаил Ходорковский.



Юрий Шмидт: Последняя информация, которую я получил только что от адвоката Терехова из Краснокаменска. Ходорковского поместили в отдельное помещение вчера в 20 часов по местному времени. В заявлении Калинина, распространенном "Интерфаксом", было сказано, что его помещают в одиночную камеру, но как только я сделал свое заявление, мгновенно от Федеральной службы исполнения наказаний посыпались уточнения, что речь идет не об отдельной камере, а об отдельном помещении. Вчера кто-то сообщил, что это вообще замечательное помещение, чуть не апартаменты, там есть и письменный стол, и телевизор. Уточняю: это камера-одиночка, которая находится в том же помещении, где штрафной изолятор, ШИЗО, только она одиночка. И сейчас Ходорковский, не будучи наказанным, поскольку водворение в эту одиночную камеру - это не мера взыскания, это предусмотренная статьей 13-ой Уголовно-Исполнительного кодекса мера обеспечения безопасности, он будет все свободное время после работы проводить в этой одиночке. До того момента, пока, по мнению начальства, угроза не будет устранена. Обращаю ваше внимание, что до вчерашнего дня, до 20 часов вечера он жил в своем бараке и никакой угрозы со стороны заключенных не ощущал и не ощущает.



Марьяна Торочешникова: Юрий Шмидт считает, что нападение на Михаила Ходорковского было заранее спланировано за тем, чтобы под этим предлогом возможно больше изолировать его подзащитного. По признанию адвоката, Ходорковский не раз высказывал опасения в связи с возможным помещением его в одиночную камеру. Теперь, после нападения, это вполне оправданная мера. Такие предположения, по словам Юрия Шмидта, лишний раз подтверждаются тем фактом, что в отношении заключенного Александра Кучмы, нападавшего на Ходорковского, не было возбуждено уголовного дела.



Юрий Шмидт: В отношении Кучмы не возбуждено уголовное дело, и Федеральная служба исполнения наказаний говорит, что со стороны Ходорковского не было заявления о возбуждении уголовного дела. Во-первых, подобное уголовное дело возбуждается без всякого заявления. Если человек наносит удар ножом в лицо, то всегда можно говорить о покушении на причинение тяжких повреждений телесных, которые не требуют никакого заявления от потерпевшего, потому что удар по лицу может привести к неизгладимому обезображиванию. Если человек говорил, что он хотел выбить глаз, это в чистом виде лишение органа, и это - статья 111-ая "Покушение" Уголовного кодекса. Во-вторых, это "Хулиганство, действие, которое совершается с применением ножей или орудий, используемых в качестве таковых". В-третьих, это статья 321-ая "Действие, дезорганизующее работу исправительного учреждения путем применения насилия к другим осужденным". Поэтому никакой жалобы для возбуждения уголовного дела не требуется. Есть ли состав одного или всех трех преступлений - это вопрос, не до конца ясный, но выяснить его требовалось именно в рамках возбужденного уголовного дела.



Марьяна Торочешникова: Адвокаты же ограничены обязательствами перед своим подзащитным и не могут самостоятельно добиваться проведения проверок по данному факту.



Юрий Шмидт: Ходорковский запретил нам подавать какие-либо заявления по этому поводу. Единственное, что с ним не согласовывалось, поэтому я пока себя чувствую свободным, - я собираюсь подать заявление генеральному прокурору с требованием возбудить уголовное дело против господина Калинина по статье 286-ой "Превышение полномочий". Потому что даже если бы господину Калинину чудом стало известно о том, что со стороны Ходорковского имеют место какие-то сексуальные посягательства, он не имел права об этом говорить, потому что вторжение в личную жизнь даже заключенных и распространение подобной информации, даже если она соответствует действительности, - это явное должностное преступление.



Марьяна Торочешникова: Юрий Шмидт сообщил также, что на днях Европейский суд направил Российской Федерации вопросы, которые возникли при изучении первой жалобы Михаила Ходорковского, касающейся его ареста во время предварительного следствия.