Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.
Михаил Саленков: Сегодня премьер-министр России Владимир Путин собирается посетить Волжский автозавод в Тольятти, где предложит меры по поддержке как конкретных предприятий, так и отрасли в целом. О том, как обстоят дела в российской автомобильной отрасли и о том, как оценивают эксперты перспективы вложений в автопром, рассказывает Вероника Боде.
Вероника Боде: Российскому автопрому помощь государства требуется постоянно, и он ее получает, причем речь идет не только о финансовых вливаниях. Повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки многие эксперты оценили как протекционистскую меру по отношению к российскому производителю. Однако выпускать конкурентоспособную продукцию российские предприятия так и не начали, и причин тому много, в том числе, устаревшие технологии и неэффективность управления производством. О том, как обстоят дела на "АвтоВАЗе" в преддверье визита премьер-министра, рассказывает корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.
Сергей Хазов: К приезду на Волжский автозавод премьер-министра Владимира Путина, вазовское начальство решило поддержать заявление председателя высшего совета "Единой России" Бориса Грызлова о том, что кризис - это не время платить многомиллионные бонусы высшим менеджерам. С 25 марта на автозаводе отменена система премий менеджерам. Сегодня Волжский автозавод сократил зарплату рабочих на 17 процентов, а объемы производства упали почти в два раза. Долг "АвтоВАЗа" перед банками сейчас составляет 44 миллиарда рублей. "От визита премьера ждут гарантий, что государство поддержит крупнейшего российского автопроизводителя", - говорит президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин.
Борис Алешин: Выход из кризиса - это проблема поддержания потребительского спроса на высоком уровне. А это способно сделать только правительство. Оно способно в эту трудную минуту поддержать предприятия, но и предприятия должны очень четко отреагировать на эту помощь и, прежде всего, поддерживать потребительский спрос, поддерживать рабочие места, как минимум, у себя.
Сергей Хазов: Визит премьер-министра Владимира Путина на ВАЗе воспринимают как знак внимания со стороны Кремля. После того, как в прошлый свой визит на автозавод Путин залихватски промчался по заводской территории за рулем новенькой "Лады", нынешнего премьера на Волжском автозаводе стали уважительно называть "Хозяином".
Члены официального профсоюза рабочих Волжского автозавода регулярно устраивают митинги в поддержку отечественного автопрома. По словам председателя независимого профсоюза рабочих ВАЗа "Единство" Петра Золотарева, положение простых рабочих автозавода не такое радужное, каким его описывает руководство. Поэтому в Тольятти массово создаются независимые профсоюзы.
Петр Золотарев: В основном, неравнодушные люди, представители "GM-АвтоВАЗ", работники самого "АвтоВАЗа". Недавно создан профсоюз - "Регионавтотранс" в Тольятти. Это автотранспортное предприятие города Автозаводского района. Они создали первичный профсоюз. В организацию сейчас в массовом порядке вступают. Недавно создалась первичная профсоюзная организация водителей. К ним уже начинают прессинговать немножко. Но движение идет. В этом направлении движемся. Будем организовывать рабочее движение в более массовом порядке.
Сергей Хазов: В январе и феврале в Тольятти прошли массовые акции протеста рабочих Волжского автозавода и компании "Дженерал Моторс - АвтоВАЗ". С декабря прошлого года на ВАЗе сокращено более 3 тысяч, на "GM-АвтоВАЗ" - более четырехсот рабочих. Массовая акция протеста прошла в Тольятти 28 марта. Более трехсот человек протестовали против сокращений на "АвтоВАЗе" и ухудшения уровня жизни.
Вероника Боде: Рассказывал корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.
Какие средства требуются от государства, чтобы поправить дела на "АвтоВАЗе"? Этот вопрос я задала Михаилу Паку, аналитику инвестиционно-финансовой корпорации "Метрополь".
Михаил Пак: На данный момент наиболее важным параметром для "АвтоВАЗа" являются его текущие долги, задолженность перед поставщиками, с которыми он должен рассчитаться. Сейчас компания просит у государства порядка 26 миллиардов рублей. Из них 14 миллиардов рублей компании необходимо для того, чтобы расплатиться полностью со своими поставщиками, долги которые образовались, соответственно, в 2008-2009 годах. Оставшиеся 12 миллиардов рублей необходимы для финансирования текущей производственной деятельности компании. Помимо прочего, помимо долга перед поставщиками, у "АвтоВАЗа" еще скопился и долг перед банками - на данный момент порядка 44 миллиардов рублей. Безусловно, здесь компании также необходимо, скорее всего, будет необходима государственная поддержка для того, чтобы рефинансировать эти долги, либо попробовать их реструктуризировать под гарантии государства.
Что касается непосредственно тех инвестиций, которые компании необходимо сделать в модельный ряд, в обновление производства. По крайней мере, пока звучали цифры порядка 95 миллиардов рублей. А это та сумма, которая необходима "АвтоВАЗу" для того, чтобы начать производить новый бюджетный автомобиль на платформе "Рено", которую компания как раз приобрела в середине прошлого года.
Вероника Боде: Михаил, на ваш взгляд, насколько выгодно вкладывать средства в "АвтоВАЗ" и вообще в российский автопром?
Михаил Пак: Вы знаете, это такая палка о двух концах. Безусловно, сейчас говорить о том, что продукция российского автопрома, в первую очередь, "АвтоВАЗа", она, по большому счету, неконкурентоспособна с иностранной автомобильной... Но здесь тоже возникает вопрос социальной ответственности. Поскольку, безусловно, предприятие регионального масштаба, является юридическим предприятием. Помимо того, что на самом предприятии задействовано порядка 100 тысяч человек, я думаю, что как минимум столько же задействовано и в смежных отраслях. К сожалению, здесь государство вынуждено поддерживать эту компанию для того, чтобы не вызвать социальной напряженности в регионе. Поэтому, боюсь, что деньги от государства "АвтоВАЗ" все-таки получит.
Вероника Боде: Это был финансовый аналитик Михаил Пак. Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем" также уверен - нельзя забывать о том, что российский автопром дает работу сотням тысяч людей.
Игорь Моржаретто: С одной стороны, автопром, конечно, надо спасать. Почему? Потому что по-человечески жалко тех людей, которые работают. Их много. По тем данным, которые я знаю, 575 тысяч человек работают на автопредприятиях России на производстве комплектующих. С другой стороны, то, что выпускается на сегодняшний день - это не слишком конкурентоспособная продукция. Надо ли спасать такое предприятие, которое производит не слишком конкурентоспособную продукцию, сегодня оказавшуюся не очень нужной, потому что речь идет как раз о том, что спрос на нее упал очень сильно, даже сильнее, чем на те автомобили, которые производят иностранные концерны в России, хотя те и дороже.
Вероника Боде: Как вы полагаете, насколько реально что-то изменить в работе того же "АвтоВАЗа"? Можно ли что-то сделать, чтобы "АвтоВАЗ" стал выпускать конкурентоспособную продукцию?
Игорь Моржаретто: В сегодняшних условиях это очень сложная задача. Если не смогли ничего изменить в течение последних 10 лет, сейчас это делать вдвойне, втройне, впятеро сложно. Потому что структура того же "АвтоВАЗа" чудовищная. Она отражает воззрение на структуру автопроизводства середины 60-х годов. 115 тысяч человек производят чуть больше 600 тысяч автомобилей в год. Это очень плохой показатель по автомобильным меркам. Я вам могу сказать, что "Дженерал Моторс", который находится в плохом состоянии, но все равно меня потрясла цифра. 250 тысяч человек, работающих в "Дженерал Моторс", производят 10 миллионов автомобилей. И организация, и технология устарели просто радикально. Хотя новые автомобили они, конечно, лучше качеством, чем то, что делалось раньше, и много делается на "АвтоВАЗе", чтобы это качество улучшить, но все равно оно от современных требований отстает значительно. Спросите у любого человека, который ездит на автомобиле "Лада", и сравните его ощущение с любым человеком, который ездит на бюджетном же автомобиле иностранного производства. Условно говоря, если взять классический бюджетный автомобиль-иномарку, собранный, кстати, в Москве, "Рено-Логан", и, условно говоря, такую же по цене "Ладу", конечно, количество отказов будет гораздо больше в несколько раз.
Что касается безопасности, то современные модели Волжского автозавода (это "Калина" и "Приора"), уже подтянулись к нынешним требованиям по безопасности. Все автомобили, которые производятся сейчас старых модельных рядов (это "Классика", "Самара"), никаким современным требованиям по безопасности международным не соответствуют.
Вероника Боде: Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем" считает, что российскому автопрому стоит задуматься о производстве не собственного модельного ряда, а автомобилей на базе зарубежных разработок. Однако и тут без помощи государства, конечно, не обойтись.
Михаил Саленков: Сегодня премьер-министр России Владимир Путин собирается посетить Волжский автозавод в Тольятти, где предложит меры по поддержке как конкретных предприятий, так и отрасли в целом. О том, как обстоят дела в российской автомобильной отрасли и о том, как оценивают эксперты перспективы вложений в автопром, рассказывает Вероника Боде.
Вероника Боде: Российскому автопрому помощь государства требуется постоянно, и он ее получает, причем речь идет не только о финансовых вливаниях. Повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки многие эксперты оценили как протекционистскую меру по отношению к российскому производителю. Однако выпускать конкурентоспособную продукцию российские предприятия так и не начали, и причин тому много, в том числе, устаревшие технологии и неэффективность управления производством. О том, как обстоят дела на "АвтоВАЗе" в преддверье визита премьер-министра, рассказывает корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.
Сергей Хазов: К приезду на Волжский автозавод премьер-министра Владимира Путина, вазовское начальство решило поддержать заявление председателя высшего совета "Единой России" Бориса Грызлова о том, что кризис - это не время платить многомиллионные бонусы высшим менеджерам. С 25 марта на автозаводе отменена система премий менеджерам. Сегодня Волжский автозавод сократил зарплату рабочих на 17 процентов, а объемы производства упали почти в два раза. Долг "АвтоВАЗа" перед банками сейчас составляет 44 миллиарда рублей. "От визита премьера ждут гарантий, что государство поддержит крупнейшего российского автопроизводителя", - говорит президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин.
Борис Алешин: Выход из кризиса - это проблема поддержания потребительского спроса на высоком уровне. А это способно сделать только правительство. Оно способно в эту трудную минуту поддержать предприятия, но и предприятия должны очень четко отреагировать на эту помощь и, прежде всего, поддерживать потребительский спрос, поддерживать рабочие места, как минимум, у себя.
Сергей Хазов: Визит премьер-министра Владимира Путина на ВАЗе воспринимают как знак внимания со стороны Кремля. После того, как в прошлый свой визит на автозавод Путин залихватски промчался по заводской территории за рулем новенькой "Лады", нынешнего премьера на Волжском автозаводе стали уважительно называть "Хозяином".
Члены официального профсоюза рабочих Волжского автозавода регулярно устраивают митинги в поддержку отечественного автопрома. По словам председателя независимого профсоюза рабочих ВАЗа "Единство" Петра Золотарева, положение простых рабочих автозавода не такое радужное, каким его описывает руководство. Поэтому в Тольятти массово создаются независимые профсоюзы.
Петр Золотарев: В основном, неравнодушные люди, представители "GM-АвтоВАЗ", работники самого "АвтоВАЗа". Недавно создан профсоюз - "Регионавтотранс" в Тольятти. Это автотранспортное предприятие города Автозаводского района. Они создали первичный профсоюз. В организацию сейчас в массовом порядке вступают. Недавно создалась первичная профсоюзная организация водителей. К ним уже начинают прессинговать немножко. Но движение идет. В этом направлении движемся. Будем организовывать рабочее движение в более массовом порядке.
Сергей Хазов: В январе и феврале в Тольятти прошли массовые акции протеста рабочих Волжского автозавода и компании "Дженерал Моторс - АвтоВАЗ". С декабря прошлого года на ВАЗе сокращено более 3 тысяч, на "GM-АвтоВАЗ" - более четырехсот рабочих. Массовая акция протеста прошла в Тольятти 28 марта. Более трехсот человек протестовали против сокращений на "АвтоВАЗе" и ухудшения уровня жизни.
Вероника Боде: Рассказывал корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.
Какие средства требуются от государства, чтобы поправить дела на "АвтоВАЗе"? Этот вопрос я задала Михаилу Паку, аналитику инвестиционно-финансовой корпорации "Метрополь".
Михаил Пак: На данный момент наиболее важным параметром для "АвтоВАЗа" являются его текущие долги, задолженность перед поставщиками, с которыми он должен рассчитаться. Сейчас компания просит у государства порядка 26 миллиардов рублей. Из них 14 миллиардов рублей компании необходимо для того, чтобы расплатиться полностью со своими поставщиками, долги которые образовались, соответственно, в 2008-2009 годах. Оставшиеся 12 миллиардов рублей необходимы для финансирования текущей производственной деятельности компании. Помимо прочего, помимо долга перед поставщиками, у "АвтоВАЗа" еще скопился и долг перед банками - на данный момент порядка 44 миллиардов рублей. Безусловно, здесь компании также необходимо, скорее всего, будет необходима государственная поддержка для того, чтобы рефинансировать эти долги, либо попробовать их реструктуризировать под гарантии государства.
Что касается непосредственно тех инвестиций, которые компании необходимо сделать в модельный ряд, в обновление производства. По крайней мере, пока звучали цифры порядка 95 миллиардов рублей. А это та сумма, которая необходима "АвтоВАЗу" для того, чтобы начать производить новый бюджетный автомобиль на платформе "Рено", которую компания как раз приобрела в середине прошлого года.
Вероника Боде: Михаил, на ваш взгляд, насколько выгодно вкладывать средства в "АвтоВАЗ" и вообще в российский автопром?
Михаил Пак: Вы знаете, это такая палка о двух концах. Безусловно, сейчас говорить о том, что продукция российского автопрома, в первую очередь, "АвтоВАЗа", она, по большому счету, неконкурентоспособна с иностранной автомобильной... Но здесь тоже возникает вопрос социальной ответственности. Поскольку, безусловно, предприятие регионального масштаба, является юридическим предприятием. Помимо того, что на самом предприятии задействовано порядка 100 тысяч человек, я думаю, что как минимум столько же задействовано и в смежных отраслях. К сожалению, здесь государство вынуждено поддерживать эту компанию для того, чтобы не вызвать социальной напряженности в регионе. Поэтому, боюсь, что деньги от государства "АвтоВАЗ" все-таки получит.
Вероника Боде: Это был финансовый аналитик Михаил Пак. Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем" также уверен - нельзя забывать о том, что российский автопром дает работу сотням тысяч людей.
Игорь Моржаретто: С одной стороны, автопром, конечно, надо спасать. Почему? Потому что по-человечески жалко тех людей, которые работают. Их много. По тем данным, которые я знаю, 575 тысяч человек работают на автопредприятиях России на производстве комплектующих. С другой стороны, то, что выпускается на сегодняшний день - это не слишком конкурентоспособная продукция. Надо ли спасать такое предприятие, которое производит не слишком конкурентоспособную продукцию, сегодня оказавшуюся не очень нужной, потому что речь идет как раз о том, что спрос на нее упал очень сильно, даже сильнее, чем на те автомобили, которые производят иностранные концерны в России, хотя те и дороже.
Вероника Боде: Как вы полагаете, насколько реально что-то изменить в работе того же "АвтоВАЗа"? Можно ли что-то сделать, чтобы "АвтоВАЗ" стал выпускать конкурентоспособную продукцию?
Игорь Моржаретто: В сегодняшних условиях это очень сложная задача. Если не смогли ничего изменить в течение последних 10 лет, сейчас это делать вдвойне, втройне, впятеро сложно. Потому что структура того же "АвтоВАЗа" чудовищная. Она отражает воззрение на структуру автопроизводства середины 60-х годов. 115 тысяч человек производят чуть больше 600 тысяч автомобилей в год. Это очень плохой показатель по автомобильным меркам. Я вам могу сказать, что "Дженерал Моторс", который находится в плохом состоянии, но все равно меня потрясла цифра. 250 тысяч человек, работающих в "Дженерал Моторс", производят 10 миллионов автомобилей. И организация, и технология устарели просто радикально. Хотя новые автомобили они, конечно, лучше качеством, чем то, что делалось раньше, и много делается на "АвтоВАЗе", чтобы это качество улучшить, но все равно оно от современных требований отстает значительно. Спросите у любого человека, который ездит на автомобиле "Лада", и сравните его ощущение с любым человеком, который ездит на бюджетном же автомобиле иностранного производства. Условно говоря, если взять классический бюджетный автомобиль-иномарку, собранный, кстати, в Москве, "Рено-Логан", и, условно говоря, такую же по цене "Ладу", конечно, количество отказов будет гораздо больше в несколько раз.
Что касается безопасности, то современные модели Волжского автозавода (это "Калина" и "Приора"), уже подтянулись к нынешним требованиям по безопасности. Все автомобили, которые производятся сейчас старых модельных рядов (это "Классика", "Самара"), никаким современным требованиям по безопасности международным не соответствуют.
Вероника Боде: Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем" считает, что российскому автопрому стоит задуматься о производстве не собственного модельного ряда, а автомобилей на базе зарубежных разработок. Однако и тут без помощи государства, конечно, не обойтись.