Жертв трагедии Андижана вспоминают в Брюсселе

В то время как в Брюсселе вспоминают об андижанской бойне, президент Узбекистана Ислам Каримов встречается в Сочи с президентом России Владимиром Путиным

В эти дни в Европе отмечают годовщину андижанской трагедии. Ровно год назад в этом узбекском городе военные жестоко подавили массовые акции протеста. Власти Узбекистана приняли все меры, чтобы скрыть достоверную информацию о кровавой трагедии, и хотя сегодня о ней известно довольно много, всей правды по-прежнему не знает никто. В частности, неизвестно, сколько людей было убито узбекскими военными. Называют самые разные цифры - от 500 до нескольких тысяч. При этом данные официальных властей доверия не вызывают.


Неизвестно также, кто же на самом деле стоял за этими событиями, каковы были механизмы, приведшие в движение мятежников. Однако постепенно общая картина и масштаб трагедии становятся все более очевидными.


На днях правозащитная организация Human Rights Watch представила в Брюсселе доклад под названием "Андижанская бойня. До правосудия так же далеко, как и год назад". Это было сделано в ходе работы круглого стола "Андижан - год спустя", организованного Европейским парламентом. А 12 мая, там же, в Брюсселе, перед посольством Узбекистана прошел митинг, который провели несколько организаций: "Матери против насилия", "Демократический Узбекистан" (она объединяет узбекских беженцев), демократическая партия "Эрк". Митинг, в котором участвовали несколько десятков человек, прошел спокойно. Основными лозунгами собравшихся были: "Узбекистан без Каримова!", "Каримова под суд!", "Европейской Союз - не для преступников!".


Узбекское посольство в тот день было закрыто, но из здания велась видеосъемка – поначалу скрытая, затем демонстративная. Возможно, именно поэтому некоторые демонстранты предпочли покинуть ряды.


Так что же происходило год назад в Андижане? Непосредственным поводом к событиям послужил многомесячный процесс над 23 бизнесменами, которых обвинили в создании экстремистской религиозной группы. 12 мая ночью, за день до того, как должен был быть оглашен обвинительный приговор, группа вооруженных людей напала на армейскую казарму и захватила городскую тюрьму, освободив обвиняемых, а заодно и остальных заключенных. На следующий день было захвачено здание местной администрации в центре города. Ранним утром 13 мая тысячи людей, по большей части невооруженных, среди которых были и некоторые бежавшие из тюрьмы заключенные, собрались на центральной площади. Многие взывали к справедливости и требовали покончить с бедностью.


По рассказам очевидцев, на протяжении дня сотрудники правоохранительных органов несколько раз открывали огонь по толпе, убивая и раня демонстрантов. С наступлением вечера силовые структуры окружили демонстрантов и открыли беспорядочный огонь, стреляя в спины убегающих. Погибли сотни человек.


Все это происходило на глазах журналиста Галимы Бухарбаевой, которая поделилась трагическими воспоминаниями в ходе брюссельского круглого стола: «После пяти часов вечера, когда огромнейшая демонстрация продолжалась на главной площади имени Бабура в Андижане, появилась колонна бронетранспортеров. Без предупреждения был открыт огонь по толпе. Я смогла убежать с площади после третьей атаки. Машины военных не останавливались, а медленно проезжали вдоль площади и обстреливали всех подряд, убивая один ряд демонстрантов за другим".


Корреспондент Немецкой волны Виталий Волков заявил на круглом столе, что располагает сведениями об участии узбекских силовых структур в организации мятежа: «По нашим сведениям, которые мы получили от наших источников в СНБ Узбекистана, к тюрьме пришли в качестве руководителей толпы сотрудники андижанского спецотдела СНБ, которые как раз курируют такие спецучреждения, как тюрьма. Поэтому руководство местной охраны хорошо их знало как представителей надзорной инстанции и открыло ворота тюрьмы. По информации, которую мы имеем из источников в узбекском СНБ (причем это достаточно высокопоставленные люди), речь идет о провокации. Правда, неизвестно, была ли это импровизация или же всё было подготовлено заранее. Насколько мы знаем, жертвой пали не только мирные жители. В частности, глава МВД Узбекистана Закиржон Алматов, который в течение некоторого времени руководил переговорами с захватившими тюрьму и обещал им вывести людей в Киргизию без жертв, без расстрела. За это он был "съеден" Рустамом Инаятовым. Есть много источников, которые это подтверждают, в том числе и источники в самом СНБ, не говоря уже об МВД».


Галима Бухарбаева считает, что эта гипотеза не противоречит общей картине трагедии и согласуется с имеющейся информацией.


Андижанская трагедия стала переломной в судьбе Узбекистана. Именно после нее президент Ислам Каримов, отвергнув требования о проведении открытого международного расследования, фактически прервал отношения с западными странами и развернул масштабную кампанию репрессий против оппозиции, СМИ и правозащитников внутри страны.