Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.
Андрей Шарый : Член парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане, депутат Государственной Думы от фракции "Родина" Юрий Савельев представил в комиссию доклад, который значительно отличается от выводов следствия. Савельев утверждает, что специальные подразделения стреляли по школе из огнеметов, когда в ней еще находились заложники. Специалист в области физики горения и взрывов, профессор Савельев пришел к выводу, что при штурме школы применялись помимо огнеметов гранатометы и танки. Доклад Савельева состоит из 520 страниц, в то время как объем официального менее полусотни. Корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров попросил прокомментировать выводы доклада Юрия Савельева правозащитницу Лидию Графову, которая хорошо знает ситуацию в Беслане.
Лидия Графова : Депутата Савельева мне доводилось встречать в Беслане. Приезжая, он сидел подолгу в Комитете матерей, выслушивал абсолютно всех, кто хотел, чтобы то ни было добавить. Кстати говоря, это его заключение не первое, потому что парламентская комиссия республиканская (председатель комиссии Кесаев) сделала приблизительно такие же выводы. На протяжении целого года ездила в Беслан и все время слышала и от самих пострадавших, и от представителя власти - мы хотим знать правду, только правду. Хотя, честно говоря, эта правда она стала весьма очевидна буквально в самые первые месяцы, но она была настолько чудовищной, что ее трудно было вместить в сознание.
И вот этот суд, который длился такое немыслимое количество долгое время над единственным уцелевшим боевиком, он, конечно, выявил очень много деталей, которые подтвердили эти страшные предположения о том, что в гибели заложников виноваты не адекватные действия самих федеральных силовых структур. Это подтверждено было многими показаниями. Но для меня безумно больно, что в результате такую дополнительную жуткую муку перенесли эти несчастные матери, которые ходили и, можно сказать, умирали вместе с детьми много раз, когда зачитывали все эти детали - как нашли, в каком состоянии был труп, как собирали пепел. Но они все это выносили. Им казалось, что, наконец-то, будет дана оценка правды. Правда как таковая, та страшная правда, которая сейчас у Савельева, которая прозвучала фактически в заключение парламентской республиканской комиссии, что она получит надлежащую оценку. Они этого не добились.
Знаете, Басаева можно до скончания веков судить. Он там где-то бегает, его наши федеральные органы как-то мило много лет не могут или не хотят поймать. Но главные виновники, которые допустили этот кошмар, они остаются за кадром. Вот в чем все самое страшное поражение этих людей, добивавшихся правды. Они хотели, чтобы истинные виновники были известны, хотя бы известны, хотя бы эти люди раскаялись с погонами, которые пока что, как герои себя чувствуют.
Поэтому доклад Савельева, на мой взгляд, это позитивное явление, хорошо, что он является членом парламентской комиссии. Но то, что говорит Савельев, это давно уже знают жители Беслан.
Карэн Агамиров : Лидия Ивановна, Савельев профессор, специалист в области физики горения и взрывов. Он не исключает, что в спортзале, где было больше 1100 заложников, могли привести к взрыву действия с внешней стороны здания школы.
Лидия Графова: Я говорю, что это та самая страшная правда, которая не вмещается в сознание. Ведь очень загадочно, почему вдруг то ли упал этот боевик, который держал ногу на лягушке, то ли уснул, в это мало, кто верит. Конечно, то совпадение, что этот взрыв произошел буквально через считанные минуты после того, как боевики согласились разрешить взять трупы, валяющиеся возле школы, то, что пошли наши военные, что сразу почему-то раздался взрыв, вот это совпадение, конечно, наводит на мысли, о которых говорит Савельев.
А что касается того, что крыша горела оттого, что стреляли огнеметы с соседних домов, а дети были в это время в зале, эта страшная падающая горящая крыша на лежащих детей, это все совершенно уже ясно. То, что стреляли из танков по стенам спортзалов, когда там были дети, это тоже знает весь Беслан. Беслан с большим нетерпением ждал, что эту правду признало бы правосудие, которое так долго, так мучительно проходило. Просто горящим утюгом по нервам бедных, несчастных и без того измученных, потерявших своих детей...
Карэн Агамиров : Лидия Ивановна, Юрий Савельев сделал доклад, в Беслане все об этом знают. Кому правда о Беслане не нужна?
Лидия Графова : Конечно, тем силовым структурам, которые провалили эту акцию, с треском провалили, то есть позорище. Все руководители остались на местах. Более того, там получили награды. Конечно, всей этой силовой верхушке, которая сегодня определяет жизнь нашей России, во многом они правят Россией. Хотелось бы верить в правду, но я понимаю, что мало вероятно, что она будет признана. Президенту надо их наказывать, очень серьезно менять команду.
Я была в Беслане в страшные сентябрьские дни годовщины, когда в воздухе висело такое горе, и вдруг поступило предложение срочно ехать к президенту. Я провела с матерями эти дни накануне, когда все мы говорили только о том, как сказать президенту, чтобы проникнуть в его сердце (ведь он верующий человек), чтобы он покаялся прилюдно. Потому что, конечно, его вина тоже совершенно очевидна. Он, кстати говоря, при встрече с матерями Беслана сказал, что он понимает свою вину, что он бы покаялся, но есть много людей, которые это его покаяние используют во вред России. А вместо покаяния нам показали, как президент России собрал тех самых силовых министров и говорил им общие слова.