Рассказ о московской выставке Дэвида Линча

Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Дмитрий Волчек: Знаменитый кинорежиссер Дэвид Линч приехал в Россию и представил две выставки в рамках московского международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» и русский перевод своей книги «Поймать большую рыбу». На открытии выставки в фонде культуры «Екатерина» побывала Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Представитель американского независимого кинематографа известный кинорежиссер и сценарист, а иногда и актер Дэвид Линч в Москву приехал вовсе не с кинематографическим багажом. Результат сотрудничества Дэвида Линча со звездным модельером модной обуви Кристианом Лабутеном, выставка «Фетиш» открылась в центре современной культуры «Гараж», а «Аура страсти» в фонде культуры «Екатерина». Последняя экспозиция интересна особо. Основой для нее послужила выставка в фонде современного искусства Картье в Париже, которая состоялась в 2007 году. Именно тогда случилось открытие Дэвида Линча как художника. Об этом рассказал Эрве Шанде, генеральный директор фонда современного искусства Картье.

Эрве Шанде: Наверное, выставка, собранная в фонде Картье в Париже, является наиболее полным, если хотите, собранием сочинений Дэвида Линча, в данный момент существующим. Я совершенно случайно узнал, что у Дэвида Линча есть художественные работы, поэтому приехал в Лос-Анджелес, чтобы познакомиться и посмотреть. Когда я позвонил в дверь его дома в Голливуде, мне открыл дверь Дэвид, во рту у него была сигарета, что для современной Америки довольно необычно. Я сразу понял, что передо мной свободный человек. А когда он стал мне показывать свои картины, я был абсолютно поражен. Некоторые из них, одну вы сегодня можете видеть, находились в гараже за машиной, а дальше я двигался по комнатам и знакомился с другими работами. Когда он мне показал одну акварель, которая сегодня так же экспонируется, я вдруг понял, насколько это сильно. Я не мог упустить шанс и за кофе сказал ему прямо и точно: «Линч, мы должны сделать в фонде Картье выставку. Мы могли бы показать все. Я даю вам ключ от входа, но я хочу, чтобы вы были внутри проекта. Я хочу, чтобы это была ваша выставка, а не моя, и она станет моей, если будет вашей». И он дал мне руку и сказал: «Вперед!». Вот так оно и получилось.

Тамара Ляленкова: Выставка «Аура страсти», представленная в Москве, также посвящена Дэвиду Линчу как художнику визуального искусства. Живопись, фотография, рисунок, литография, экспериментальное кино, звуковые этюды. В их числе более 500 работ, никогда не выставлявшихся в России. Некоторые были нарисованы еще в детстве. Они вместе с эскизами и рисунками составляют более личную часть экспозиции. Впрочем, Дэвид Линч участвовал в работе над всеми аспектами выставки в фонде «Екатерина» так же, как когда-то лично сотрудничал с фондом Картье. Рассказывает один из инициаторов выставки «Аура страсти» директор московского Дома фотографии Ольга Свиблова.

Ольга Свиблова: У меня была такая же идея, что надо что-то сделать с Дэвидом Линчем. Я видела выставку в Париже, я понимала, что как-то по-другому ее надо устроить в Москве, как - не знала. Прошло два года. Впервые в Майями в декабре мне показывают Дэвида Линча. Дэвид Линч сидит на фоне купола, перед ним стоит серебряный купол, который закрывает его тарелку, в которой что-то должно быть. Он сидит в одиночестве и являет такую прекрасную скульптуру сам просто. Я подумала: мы не можем не сделать этого. И вдруг я поняла, что в кризис, мы не планировали, это абсолютный экспромт, наверное, лабиринты Дэвида Линча и его атмосфера – это то, что нам говорит о кризисе больше всего. Странное напряжение, это ожидание и поиск почти на ощупь выхода, и мы не знаем, куда отроется следующая дверь, она нас поведет вниз или поднимет нас наверх. Стало ясно, что мы должны делать. Тогда Эрве впервые согласился на то, что мы должны делать эту выставку, это получилась совершенно другая, потому что во Франции были декорации, была атмосфера фильма Линча. А здесь каждая работа оказалась в ее академической представленности. И на мой взгляд, это гениально, я совершенно не узнала. Это больше Мунка, совершенно по-другому, потому что каждая работа доказала, что она может работать вне инсталляции, только звук с ней живет, она живет академически. Я вдруг обнаружила, что огромный художник Дэвид Линч перед нами.

Тамара Ляленкова: Несмотря на разницу настроений и атмосферы, работы Дэвида Линча, будь то промышленные пейзажи, цикл «Деформированная обнаженная натура», перед залом с которой висит табличка, что несовершеннолетних детей в него лучше не пускать, или более современная литография парижского периода, все эти работы создают одно индивидуализированное пространство, которое, кстати, наполнено звуковыми композициями автора. Сам Дэвид Линч объяснил это так.

Дэвид Линч: Моя музыка – это музыка настроения, и она состоит из промышленных звуков. На самом деле картинам не нужен саундтрек, не нужно музыкальное сопровождение, но если появляется звук, который кажется подходящим, то он может усилить впечатление. Самые разные, порой неожиданные вещи могут способствовать появлению идей. Для меня музыка один из главных источников идей. Есть миллионы песен, и одна из этого миллиона песня «Синий бархат». Когда она только появилась, и я услышал ее, она не произвела на меня никакого впечатления. Через день я снова услышал эту песню, была поздняя ночь, из мелодии вдруг появились красные губы, зеленые лужайки и синий бархат. Так эта песня стала источником идеи для моего фильма.
Пожалуй, мистика - это самый главный клей для моих идей. Тайна повсюду, а мы, люди, как настоящие детективы чувствуем, что что-то происходит и пытаемся понять, что же это. Поэтому идеи, которые у меня возникают, приводят к тому, что появляется музыка, появляются картины, появляется кино, и мистика для меня прекрасна.
Сейчас я не работаю над фильмом, я работаю над музыкой, фотографиями, картинами. Вот смотрите, рисовать намного дешевле, чем снимать фильм. Тем не менее, художнику нужны деньги, чтобы выжить, и было бы хорошо, чтобы некоторые картины продавались, и у художника была возможность свободно творить. Но в то же время он рисует не ради денег, он рисует бесплатно просто потому, что это такое фантастическое чувство - умение рисовать.
Я люблю снимать обнаженных женщин и заводы – это два моих постоянных объекта. Возможно, кому-то покажется, что в обнаженной женской натуре нельзя найти ничего нового, но удивительно, каждый раз появляется что-то новое. А заводы, которые я фотографирую, это покинутые заводы, они построены еще в то время, когда к заводам относились как к соборам. Они так прекрасны в соединении с природой, которая пытается взять их обратно. Невероятное настроение и множество самых неожиданных фактур появляется в таком соединении. Я всегда говорю, что главное – это идеи. Когда приходят идеи, в которые мы влюбляемся, мы точно знаем, что будем делать. И каждый фильм основан на пришедших ко мне идеях, неважно, приходят ли эти идеи из книг, которые я читаю, из сценария или из окружающего меня мира.

Тамара Ляленкова: Дэвид Линч как режиссер особо внимателен к пространству. Его ранние короткометражные фильмы демонстрируются в небольшом кинотеатре, дизайнером которого выступил сам автор с учетом архитектурных особенностей фонда «Екатерина». А чтобы представление о Дэвиде Линче как личности и художнике было совсем полным, можно прочитать его автобиографическую книгу «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество», которую издательство ЭКСМО выпустило на русском языке.