«Появится другой Басаев, которого невозможно будет отследить»

Лидеры сепаратистов уходят, проблемы, порождающие сепаратизм, остаются

Руководители российских силовых служб не сомневаются в уничтожении Шамиля Басаева. Президент Чечни Алу Алханов считает, что его ликвидация подводит черту под контртеррористической операцией на территории республики. Многие эксперты оспаривают правомерность такой оценки.


Вслед за руководителем Федеральной службы безопасности о «ликвидации Басаева», детали которого по-прежнему остаются непроясненными, публично заявил глава военного ведомства России. Как сообщают информационные агентства, Сергей Иванов отменил запланированную поездку в Нижний Тагил и вылетел в Чечню. По прилете в Грозный министр сообщил, что прибыл посмотреть на восстановление чеченской столицы, поскольку в этом процессе задействованы военно-строительные части. Однако в разговоре с журналистами Иванов уделил основное внимание главной новости понедельника: «Сомнений в том, что Басаев, этот террорист, на руках которого кровь тысяч российских граждан, включая детей, женщин, сомнений никаких по этому поводу нет. Уничтожение этого террориста не означает, что с бандподпольем вообще покончено. Предстоит еще работа. Такая работа ведется. Но уничтожение Басаева, повторюсь, это знаковая вещь. Это наш бин Ладен».


Сергей Иванов не стал уточнять обстоятельств операции по уничтожению Басаева.


Сподвижники чеченского террориста распространили отличающуюся от официальной версию его гибели. Басаев, по мнению ичкерийцев, погиб по неосторожности. Согласно этой версии, грузовая автомашина со взрывчаткой взорвалась случайно. Вместе с Басаевым погибли четыре человека. Свой вариант случившегося предлагает газета «Комсомольская правда». Взрывной механизм к набитому тротилом «КамАЗу» мог прикрепить завербованный чуть ли не за полмиллиона долларов «их человек».


Эффект убийства Шамиля Басаева рассчитан не столько на международную аудиторию, сколько на внутрироссийскую. Басаев - стал символом чеченского сопротивления и терроризма во многом усилиями Москвы, считает лидер «Демократического Союза» Валерия Новодворская. «Я помню, с чего начинал Басаев. Он когда-то был совсем не таким. Если бы Чечня шла по дороге цивилизации, к Западу, из него мог бы получиться вполне цивилизованный государственный деятель. Он [ же ] ударился в радикальный ислам, нарушил все Женевские конвенции».


Эффект от ликвидации Басаева будет громким, но непродолжительным, убежден бывший вице-премьер в правительстве Аслана Масхадова Руслан Кутаев. «Людей, сопротивляющихся режиму, уничтожал этот маховик, называемый спецслужбами, вооруженными силами, - говорит он. - Всегда оставались только люди, лояльные советскому или российскому режиму. Что потрясающе удивляло, наверное, руководство российское и советское, - сыновья и внуки этих лояльных режиму людей становились гораздо серьезнее в своем противостоянии в вооруженном, идеологическом, моральном режиму Кремля. Почему? Я не говорю о социально-экономической и политической составляющей. Но морально-этическая сторона всегда ставилась таким образом, что ущемлялся кавказский, исламский, чеченский народы. Что значит ликвидация Басаева? Это на какой-то период торжество Путина и его сподручных. Ну и что? Появится другой, которого невозможно будет отследить. Он долгое время будет находиться непонятно где, и, скорее всего, будет делать гораздо зловеще то, что делал Басаев. Потому что проблема Чеченской республики, Северного Кавказа не решена».


Тем временем сайт Агентура.ру распространил информацию об указе лидера чеченского подполья Доки Умарова. Согласно этому указу, в структурах Ичкерии образованы Уральский и Поволжский фронты с целью «наращивания усилий по противодействию России». Устранение Басаева, считают эксперты, на стратегические планы подполья не повлияет.