Послание формальностей

Дмитрий Медведев лично обратил внимание кабинета министров на приоритеты бюджетной политики

Президент представил президиуму правительства основные положения своего Бюджетного послания Федеральному собранию. Кризис заставил власти готовиться к экономии и эффективном расходованию средств, констатирует в интервью Радио Свобода экономист Владимир Осаковский.

Президент России Дмитрий Медведев представил основные положения своего Бюджетного послания лично. В таком формате основные тезисы бюджетной политики подаются впервые: в прошлые годы Кремль просто направлял соответствующий документ в Белый дом. В текущем году, как ожидается, Россия впервые за десять лет столкнется с дефицитом бюджета. Согласно действующему финансовому плану, расходы казны в этом году превысят доходы почти на 3 триллиона рублей (7,4 процента ВВП).


Решение о публичном представлении Бюджетного послания, по словам президента, связано со значимостью этого документа для жизни в страны в ближайшее время и "необходимостью акцентировать" внимание министров на его ключевых моментах.


Таковых во вступительном слове Дмитрия Медведева перед президиумом правительства было обозначено десять: исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера; последовательное снижение бюджетного дефицита; переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств; поиск оптимальных форм поддержки реального сектора и финансовой системы; кардинальное повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг; принципиальное усовершенствование механизма госзакупок; определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки; установление ответственности за эффективность расходования средств на всех уровнях власти; формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы и, наконец, создание так называемой "безбарьерной" среды для инвалидов.


Приоритеты расставлены очень правильные, отмечает в интервью Радио Свобода начальник управления стратегического планирования и развития Unicredit Bank Владимир Осаковский, но по сути своей — они весьма формальные.


— Преподнесло ли послание этого года какие-то сюрпризы?


— По большому счету, оно точно отражает влияние кризисного времени. Введено понятия о последовательном снижении бюджетного дефицита, которого раньше не было, упомянуты тезисы о режиме жесткой экономии бюджетных средств — раньше этому уделялось гораздо меньше внимания. Действительно, Россия впервые за много лет столкнулась с дефицитом бюджета, и подобный сдвиг в акцентах вполне обоснован. Конечно, государство должно увеличивать адресность социальной помощи, настаивать на выполнении всех мандатов, повышать эффективность использования средств, качество услуг… Все это, конечно же, хорошо — и достаточно формально.


— Можно ли всерьез говорить о достижении столь формальных целей — в отношении того же расходования бюджетных денег, например?


— Теоретически, повышение эффективности расходования бюджетных средств всегда должно являться одним из государственных приоритетов. С одной стороны, это, конечно, формальность, тем более, что у нас есть определенный опыт, который заставляет быть пессимистами. В то же время, если бы этого тезиса не было, это был бы еще худший сигнал.


— А что-то необычное все-таки прозвучало?

— Из нетипичных для бюджетного послания тезисов стоит отметить особый акцент на пенсионной системе. Он отражает тот факт, что постоянное увеличение ее дефицитности из-за нарастающего дисбаланса в демографическом составе населения страны сегодня является одним из фундаментальных макроэкономических рисков, угрожающих экономическому развитию.


— Но ведь перестройка пенсионной системы уже идет?

— Да, процесс реформирования пенсионной системы формально происходит, но в последние годы он был практически заморожен. Отдельный тезис бюджетного послания теоретически дает надежду на какие-то позитивные подвижки в этом направлении.


— В послании особо отмечается, что спад ВВП в 2009 году будет глубже, чем предполагали первоначальные прогнозы. Какова вероятность того, что бюджет этого года придется еще раз переписывать?


— Действующий бюджет на 2009 год корректировать, наверно, придется ближе к осени. Но не факт, что в худшую сторону. Цены на нефть сейчас существенно превышают заложенный в бюджет уровень в 41 доллар за баррель, так что речь может идти и о перераспределении полученных таким образом дополнительных доходов. Хотя чистый эффект от совокупного воздействия этих факторов пока неясен. Ситуация остается напряженной, и очень многое будет зависеть от состояния экономики в ближайшем будущем.