Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн.
Андрей Шарый: На выборах в Европейский парламент, проходивших в разных странах Европейского союза с четверга по воскресенье, победили правые и правоцентристские партии. Ведущей в Европарламенте нового созыва будет правоцентристская фракция Европейской народной партии, у нее, по предварительным данным, 265 мест из 736. На втором месте социалисты, у которых 184 места. Всего в голосовании приняли участи почти 200 миллионов избирателей.
О главных тенденциях европейской политики, которые выявили выборы в европейский парламент, я беседовал с международным обозревателем Радио Свобода Ефимом Фиштейном.
Политические комментаторы шутят, что Европейский союз провел самый дорогостоящий в своей истории социологический опрос, действительно любопытно смотреть, как окрашена политическая карта Европейского союза. Серьезных политических сдвигов, революций почти не произошло.
Ефим Фиштейн: Революций на выборах, как известно, не бывает. Революции делаются на улицах. Тем не менее, и эти выборы показали наличие каких-то политических тенденций в жизни Европейского союза. Во-первых, низкая и из года в год или от выборов к выборов сокращающаяся активность избирателей.
Во-вторых, сдвиг вправо, большинство в Европейском парламенте будет иметь фракция Народной партии, куда входят и британские, и другие консервативные группировки.
В-третьих, неуспех или относительный неуспех евроскептических партий и группировок, рассчитывающих на дезинтеграцию, на прекращение европейской интеграции и распад Европейского союза.
Экономический кризис оказался не на руку левым и социалистическим партиям, как это ожидалось.
Андрей Шарый: Почему?
Ефим Фиштейн: Рецепты, предлагаемые этими партиями, достаточно устарели и кажутся европейцам неэффективными. Во-вторых, потому что существует психологически защитный механизм, который учит людей в годы кризис экономить на черный день, что называется, а не тратить деньги. А социалисты в основном пользуются старыми рецептами, которые предлагают повышать государственные расходы. Результаты выборов показали, что европейцы не собираются дезинтегрировать или отменять существование Европейского союза, но, с другой стороны, низкая активность избирательная и интерес только к национальным проблемам, это нужно особо подчеркнуть, европейцы показали, что общеевропейские проблемы их весьма мало интересуют. Борьба не велась за какие-то общеевропейские темы. Они вообще не присутствовали в предвыборных кампаниях. Интерес к национальным темам и низкая активность свидетельствуют о том, что европейцы хотят Евросоюза, но несколько отличного от того, который существует сейчас.
Андрей Шарый: Накануне выборов обозреватели высказали опасения, что существенно увеличится представительство праворадикальных партий. Островками они появляются в Европейском парламенте, речь идет об успехе праворадикальной венгерской партии, в Нидерландах заметно усиление позиций этого политического выбора. Но, тем не менее, кажется, это всего лишь такая небольшая тенденция, которую даже нельзя назвать главной на фоне того, что происходит.
Ефим Фиштейн: Действительно, в некоторых странах, которые, видимо, являются объектом массовой нелегальной эмиграции, прошли в Европейский парламент партии, протестующие против незаконного переселения из других регионов мира в Европу. Но это не центральное явление этих выборов. Европейцы не слишком доверяют их рецептам, потому что даже эти партии ведь не предлагают реальной альтернативы, фактически, скорее, паразитируют на одной-единственной теме, а европейцы, судя по всему, предпочитают универсальную политическую идеологию. Такую им представляют консервативные партии, которые монополизировали политическое пространство направо от центра, во всяком случае, в огромном количестве стран.
Андрей Шарый: Еще, что называется, в разделе "разное". Появляются довольно любопытные персонажи и в этом составе Европейского парламента, речь идет о депутате Партии пиратов из Швеции. Эта партия выступает за разрешение на беззапретное скачивание всякой пиратской продукции через интернет, и, скажем, с другой стороны, представлен и бывший, а может быть и нынешний яростный коммунист из Латвии Рубикс, который прошел в Европейский парламент по списку движения "За права человека". Насколько более разноцветным стал новый Европейский парламент, это понятно уже?
Ефим Фиштейн: Когда вы говорите о разделе "разное", то нужно сказать, что и все информационные агентства, и каналы телевизионные, когда дают графику или графическое изображение результатов выборов, пользуются именно этим термином. Есть сегмент в общем круге, сегмент, который так и называется "разное" или "прочие партии". Объединить их в какие-то фракции непросто. Ведь для того, чтобы создать фракцию, нужно иметь 25 мандатов в Европейском парламенте. Не всегда этим одиночкам или разношерстным небольшим группировкам удается создать какую-то одну цельную партию. Поэтому они все объединены в группе "разное" и они действительно разные. Вряд ли они будут поддерживать одну какую-то универсальную политику. Скорее всего, они будут голосовать по отдельным законам, в соответствии со своими представлениями. Проявилась одна особенность этих европейских выборов - они действительно, если хотите, дорогой опрос общественного мнения, но в то же время и лакмусовая бумажка некоторых социальных процессов, которые происходят в Европе. Одним из таких процессов является растущая роль интернета и других сверхсовременных типов, молодежной особенно коммуникации. В данном случае вы говорите о Партии пиратов, которая протестует против осуждения группы молодых людей, скачивающих с интернета музыкальную и другую продукцию. И в других странах проявилась возрастающая роль интернета именно в коммуникации накануне выборов. В Чехии представители социалистической партии, социал-демократов здешних, забрасывались яичками на своих митингах, и группировки, которые это делали, организовывались именно на интернете, с помощью фейс-бука и других интернетовских программ. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, в будущем роль новых информационных технических средств будет только возрастать.
Андрей Шарый: Главные драматические события разыгрались в Британии, где проиграла лейбористская партия абсолютно с треском, это поражение партии беспрецедентно в ее истории почти за 100 лет. Лейбористы не проигрывали таким образом.
Ефим Фиштейн: Это не только ситуация в Британии. Аналогичная ситуация сложилась не в столь крупных странах, скажем, в Венгрии, где оппозиция в лице только одной партии "Фидес" получила свыше 50 процентов голосов. Правящая партия получила порядка 15 процентов голосов, а ее коалиционный партнер вообще не прошел в Европарламент. В Британии лейбористы, которые правят, кстати, третий срок подряд, и это тоже сказывается на их результате, существует общая усталость общества от их правления, заняли третье место и для них это, конечно, горчайший и, видимо, урок, который им придется усваивать в предстоящие месяцы и годы. Почему так получилось, усталость и общий сдвиг континента вправо. Он проявился даже там, где правители-социалисты относительно успешны, как в Испании, и там они все же проиграли.