Способны ли полиция и армия Ирака обеспечить безопасность в стране

Полицейские силы Ирака

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие главный редактор радиостанции "Свободный Ирак" Сергей Данилочкин.
Андрей Шарый: Сегодня на севере Ирака, в городе Киркук, при взрыве погибли по меньшей мере 15 человек, еще около 40 человек ранены. Как сообщает полиция, заминированная машина взорвалась около многолюдного рынка. На что способны полиция и армия Ирака? Эту тему я обсудил с экспертом по ситуации в этой стране, главным редактором радиостанции "Свободный Ирак" Сергеем Данилочкиным.
Политики и генералы делают приличествующие сегодняшнему праздничному дню заявления, однако люди продолжают гибнуть в Ираке, пусть меньше, чем прежде, взрывы гремят, пусть реже, чем прежде. В какой степени иракские силы безопасности, по мнению независимых экспертов, способны обеспечить ситуацию в области безопасности в Ираке?

Сергей Данилочкин: Многие указывают на определенные факторы, вот давайте их посмотрим. Первый фактор - это нехватка вооружений, второй фактор - нехватка боевой техники, третье - нехватка определенных логистических элементов, и последний фактор - это недостаток выучки. Я не учитываю, конечно, еще и фактор того, что в определенных местах не хватает просто личного состава. Главный фактор, я думаю, просто недостаток выучки. Вопрос больной для всех иракцев, потому что все прекрасно понимают, что сейчас, при большой поддержке иностранных войск, вооруженные силы Ирака как раз основывают свой авторитет именно на том, что эта поддержка существует. После того, как эта поддержка как бы в городах исчезнет, на самом деле, в общем, войска иностранные никуда далеко не выводятся, они остаются в Ираке, у иракских сил безопасности будет определенное моральное превосходство, потому что они будут чувствовать, что они сами ответственны за те действия, которые они будут предпринимать, и за те решения, которые будут принимать их командиры.

Андрей Шарый: Сейчас в Багдаде ситуация более безопасна, чем при Саддаме Хусейне, в последний период, скажем, его пребывания у власти?

Сергей Данилочкин: Нет, конечно. С точки зрения безопасности простого гражданина, который выходит на улицу, безопасность, конечно, ниже, чем во времена Саддама Хусейна. С точки зрения, может быть, политической безопасности это другой вопрос, она все-таки выше. Многие люди позволяют себе говорить то, что никогда при Саддаме Хусейне им бы в голову даже не пришло произнести вслух. Западные средства массовой информации обращают внимание на крупные взрывы, на то, что влияет на общественные настроения, забывая при этом, что на общественные настроения также влияет то, что может пропасть родственник в семье или знакомый, или погибнуть.

Андрей Шарый: Сразу после смены власти в Ираке много говорили о необходимости полностью реструктурировать и систему служб национальной безопасности, и провести мощную кадровую реформу, в полиции иракской, и убрать вот это всевластие партии БААС, и всевластие секретных служб в Ираке. Эта коренная реформа уже окончилась?

Сергей Данилочкин: Реформа, я думаю, не закончена, и часть этой реформы не была проведена, очевидно, и не будет проведена. Потому что все-таки пришли к выводу о том, что всех баасистов, всех членов партии БААС нельзя удалить из жизни страны. Просто вопрос состоит в том, кого можно, а кого нельзя из этих людей привлекать к тем функциям, которые они выполняли раньше, особенно в сфере безопасности. Определенное количество бывших людей, связанных с партией БААС вернулись в строй, и это, возможно, в определенной степени тоже повлияет на дальнейшее развитие обстановки в сфере безопасности, потому что эти люди перестанут быть бойцами сопротивления. С другой стороны, это продвинет политический процесс: у них есть опыт и знание предмета.

Андрей Шарый: Понятно, что с политической точки зрения администрацию Барака Обамы поджимает время, поджимают предвыборные обещания, и конечно, по сравнению с предыдущей администрацией, которые тоже уже набралась решимости для того, чтобы закончить, по большому счету, с американским военным присутствием в Ираке, сейчас часы стали тикать быстрее. С другой стороны, понятно, что чем дольше будут оставаться американцы в Ираке, тем медленнее будет проходить, собственно, сама реформа иракских служб безопасности.

Сергей Данилочкин: Я себе позволю не согласиться с одним таким расхожим мнением, что американские войска возьмут и исчезнут. Да никуда они не исчезнут. Американское военное присутствие останется довольно значительным и на ближайшую перспективу. Американские войска должны быть сокращены до уровня примерно 130 тысяч, и такой уровень будет сохраняться до выборов в Ираке, которые назначены на 30 января следующего года. После этого командующий этой группировкой войск в Ираке имеет право сохранять этот же уровень еще примерно 6 месяцев. Они не будут нести главные боевые функции, то есть они уходят на базы, прочь из городов, они не появляются на улицах в виде патрулей, их не убивают там. Я не думаю, что, скажем, какие-то специальные операции не будут они предпринимать, я думаю, что они будут в них участвовать, и, видимо, иметь лидирующую роль в этом смысле. Они не будут массированно подставлены под удар всяческих таких партизанских нападений.