Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.
Александр Гостев: Эксперты размышляют о практическом смысле и возможных последствиях заявлений Дмитрия Медведева. Отзыв - или задержка прибытия - посла обычно применяется в дипломатической практике как реакция на конкретный двусторонний конфликт, а его сейчас в отношениях Москвы и Киева не наблюдается. Отмечает известный российский специалист по вопросам международных отношений Андрей Загорский. С ним беседовал мой коллега Андрей Шарый.
Андрей Шарый: Андрей, насколько приняты в международных отношениях и в дипломатической практике то, что сделал Дмитрий Медведев - отложить отъезд посла? Это серьезный дипломатический шаг?
Андрей Загорский: Это очень серьезно. Поэтому такие вещи встречаются не часто. Это из разряда либо отзыва посла, есть более мягкая форма - отзыв посла на консультации. Но задержка или понижение от уровня отношений означает, конечно, выражение недовольства состоянием отношений. Как правило, такие санкции применяются в условиях, когда то государство, о котором идет речь, применяет недружественные или враждебные шаги.
Андрей Шарый: Вам понятны причины, по которым Москва в конфликте с Киевом предпочла сейчас играть на повышение, а не на понижение? Почему именно сейчас Медведев прибег к таким мерам?
Андрей Загорский: Мне трудно сказать, потому что у нас открытых конфликтов, во всяком случае, не так много. В последнее время, конечно, идут споры относительно Грузии. Есть претензии Москвы в отношении Украины о поставках оружия Грузии. Других санкций Москва применять не может, поэтому возможно это одна из мер в этом контексте. Есть, конечно, очень сложный комплекс отношений газовых, но было бы неправильно газовые проблемы решать таким способом, тем более предстоящие выборы на Украине, которые будут в январе. Наверное, не лучший способ лишать присутствие посла. Но это, безусловно, отражает те достаточно сложные отношения, которые сформировались между Киевом и Москвой сегодня.
Андрей Шарый: Я верно понимаю тон вашего ответа на предыдущий мой вопрос как то, что вы неодобрительно относитесь к этой мер? Вы считаете излишней такого рода демонстрацию Москвы своего отношения к Киеву?
Андрей Загорский: Во-первых, я не вижу какого-то явного повода. Обычно такого рода действия предпринимаются при наличии явного повода - резкого заявления или резких действий другого государства. Второе, что может быть еще важнее, заключается в том, что, как правило, и дипломатическая практика это показывает, это только временные жесты. Они не ведут к решению, к снятию проблем. Поэтому в любом случае придется восстанавливать диалог, а это делать сложнее после таких резких движений.
Андрей Шарый: У вас нет ощущения, что заявление Дмитрия Медведева да еще на президентском блоге (это же не только письмо Виктору Ющенко) имели свои задачи, цели - вызвать какой-то внутриполитический эффект, показать силу президента, который вот так диктует условия отношений с близким партнером?
Андрей Загорский: Это чаще всего бывает выражением слабости, а не силы. Но желание президента Медведева в чем-то подражать Путину, демонстрировать тоном, жестом или какими-то решениями силу, безусловно, присутствует. Возможно, здесь тоже такой мотив, хотя я не знаю точно всю подоплеку принятия этого решения.
Андрей Шарый: Целую корзинку претензий к Украине собрал Дмитрий Медведев для того, чтобы все это представить и пользователям интернета, и телезрителям, и украинской общественности. Вам не кажется, что главная проблема, о которой вскоре могут заговорить очень серьезно на повышенных тонах Россия и Украина, это проблема Черноморского флота?
Андрей Загорский: Не исключаю, потому что вопрос Черноморского флота, его судьба после 2017 года - это та веревочка, за которую можно дергать. Хотя проблема будет решаться сама собой, но до 2017 года постоянно можно веревочку дергать. Во-первых, накопившийся комплекс проблем таким образом решить невозможно, просто задержав отъезд посла на неопределенное время. А, во-вторых, решать эти проблемы с Ющенко сегодня уже поздно. Отношения с украинской властью нужно строить не на таких тонах.
Андрей Шарый: Может быть, Россия пытается, как пишут об этом украинские эксперты, сейчас каким-то образом вновь повлиять на исход президентских выборов на Украине?
Андрей Загорский: Если кто-то желает так повлиять, я думаю, что это вряд ли успешная затея. Потому что мне трудно сказать, какое влияние может этот шаг оказать на украинские выборы. С одной стороны, шаг демонстративно направлен против Ющенко, а, с другой стороны, все основные кандидаты, которые сегодня на украинской арене существуют, они сами дистанцируются от Ющенко. Поэтому я не вижу здесь большого эффекта с точки зрения выборов. Хочется верить, что мы научились на 2004 годе, и не будем вновь пытаться вмешиваться.
Андрей Шарый: Какой реакции вы ожидаете из Киева? Как быстро исчерпает себя этот конфликт, на ваш взгляд?
Андрей Загорский: Я думаю, что реакция будет риторической. Какой-то риторический ответ, наверное, будет. В принципе, она должна быть достаточно спокойной, потому что то, что из Москвы кажется действиями, влияющими на политическую жизнь Украины, на самом деле, в Киеве такими не являются, как правило. Поэтому, я думаю, что пройдет какое-то время и, может быть, не до выборов, а скорее после выборов отношения будут восстановлены в полном объеме.