К 60-летию Мартина Эмиса




Дмитрий Волчек: 25 августа исполнилось 60 лет Мартину Эмису. Юбилей знаменитого писателя широко отмечается в Великобритании. На сайте газеты “The Guardian” можно посмотреть фотохронику жизни Эмиса, газета “Independent” публикует подборку высказываний как поклонников, так и недоброжелателей. Эмиса называют классиком и лучшим писателем своего поколения, но и о его творчестве, и его частной жизни даже в дни юбилея говорят иной раз безо всякого уважения. Продолжит тему лондонский корреспондент Свободы Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Трудно найти современного английского писателя, у которого была бы столь же противоречивая репутация в литературной среде, как у Мартина Эмиса. Мало чьи романы порождали в Британии столь же бурные споры и столь же яростные литературные битвы, как книги и эссе Эмиса. Часть критиков считает его enfant terrible английской литературы, высокомерным женоненавистником и снобом, который бы никогда не преуспел без помощи своего знаменитого отца, - писателя Кингсли Эмиса. Однако не меньшее число критиков считает его блестящим и влиятельным стилистом, крупным и оригинальным романистом, талантливым эссеистом и публицистом. По мнению этой части критики, романы Эмиса демонстрируют новые грани современного реализма и насыщены глубокими размышлениями о судьбах современной цивилизации, проблемах культуры, политики, феминизма, постмодернизма и собственного старения. Надо сказать, что личная жизнь Мартина Эмиса давно стала темой желтой прессы – редкая честь для серьезного писателя. Что касается обвинений в помощи и покровительстве отца, то Эмис с редкой откровенностью описал свои отношения с ним в мемуарах 2000-го года, названных “Опыты». Он утверждает, что отец абсолютно не интересовался литературными делами сына. “Могу указать на то место в моем романе ”Деньги”, который я послал отцу, где он прекратил его читать, а затем выбросил, - пишет Эмис-младший. - Он всегда обвинял меня в нарушении норм и правил, флирте с читателем и переносе внимания на собственную персону”. Однако первый же роман Мартина Эмиса ”Бумаги Рейчел” 73-го года был удостоен литературной премии Сомерсета Моэма как лучший дебютный роман. С тех пор редкий шорт-лист Букеровской премии обходится без его книг. Последний роман Эмиса ”Беременная вдова”, опубликованный в 2008 году, упрочил его репутацию самого проблемного и саркастичного из живущих английских писателей.
Мартин Эмис не устает повторять, что литература – это непрестанная борьба с банальностью. Это его литературное кредо.

Мартин Эмис: Что такое клише? Это ущербный текст, ущербное мышление, ущербные чувства. Писатель обязан озаботиться свежим взглядом на вещи и обнажиться до конца. Он обязан быть верным своему восприятию и переносить его на бумагу максимально достоверно. Так возникает литературное благозвучие; правда, иногда необходим и диссонанс. В любом случае этот перевод восприятия в слова носит полумузыкальный характер.

Наталья Голицына: Эволюция писательского стиля Эмиса от ранних сатирических и комедийных романов 70-х годов – таких, как “Бумаги Рейчел”, ”Мертвые младенцы”, ”Успех”, - к его зрелым сочинения, в частности, его шедевру 84-го года ”Деньги: предсмертная записка”, демонстрирует огромное расширение тематического диапазона, невиданное ранее стилистическое разнообразие письма и обретение изощренной литературной техники. Мартин Эмис не только влиятельный писатель, но и не менее влиятельный общественный деятель. Славу ему принесла публицистика, в которой он откликается на самые животрепещущие и важные темы современности: страх ядерной катастрофы, терроризм, исламский фундаментализм и столкновение цивилизаций, гибель высокой культуры и проблемы массового общества. Наиболее полно эти темы звучат в его трилогии ”Информация”, которую литературные критики считают образцом писательского мастерства Эмиса. Как заметил один английский критик, ”иногда вам может не нравиться, что он говорит, однако, как он это говорит, невозможно игнорировать”. Мало о ком это можно сказать в Англии в наше время.