Елена Груева - о "Цирке дю Солей"





Марина Тимашева: Лена, вы - едва ли не единственный театральный критик, которого я знаю, в область профессиональных интересов которого, и в область профессиональных знаний которого, входит цирковое искусство. Вы посмотрели спектакль "Цирка дю Солей", знаменитой канадской компании, одного из руководителей которой, Ги Лалиберте, все теперь знают, поскольку он только что слетал в Космос в качестве туриста. Каковы ваши впечатления от спектакля прославленного коллектива?

Елена Груева: Впечатления немного смешанные, потому что ожидание чуда подогревалось в течение 25 лет, и, конечно, фантазия уже работала за них и на них. Шоу “Varikai” это очень хорошее, очень качественное, очень дорогое шоу, но нового слова в цирковом искусстве не говорящее. Это по-настоящему хорошо сделанная вещь, но это вещь серийная, очень хороший продукт. И, конечно, удовольствие для детей. Я думаю, что для семейного просмотра это вообще счастье.

Марина Тимашева: Значит ли это, что в этом зрелище нет единого драматического сюжета?

Елена Груева: Там сюжет есть, но он, скорее, служит внешним оформлением череды очень хороших номеров. Скорее, они объединены стилистической картинкой, решением художника, костюмами, цветом, общим ритмом ( все это идет под живую музыку оригинальную, специально сочиненную для этого шоу), а не сюжетом. Сюжет слегка намечен и никакого драматизма или лиризма в отношениях между героями, в общем, нет. Это обычная цирковая программа, только очень хорошо сделанная, очень высокого качества цирковые номера, с хорошими трюками, с очень профессиональной работой. И для любителей цирка это очень большое удовольствие, как мне кажется.

Марина Тимашева: А есть ли какие-то вещи, которые артисты канадского цирка умеют делать лучше всего: акробаты, клишники, эквилибристы, гимнасты?

Елена Груева: Трудно сказать, что здесь есть какие-то специально канадские предпочтения, тем более, что это чрезвычайно интернациональная программа, вплоть до того, что там есть танцевальный номер в исполнении грузинского танцевального ансамбля. Тут много российских номеров, особенно “воздух” интересный, воздушные гимнасты, есть китайские жонглеры. Совершенно разнородная труппа, и сюжет призван объединить, оправдать эту разнородность. Поэтому никаких специальных предпочтений нет. Единственное, что, как всегда в "Дю Солей", это все очень красиво и эстетично, и всегда без животных.

Марина Тимашева: Правильно ли я понимаю, что это шоу так или иначе вбирает в себя все лучшее, что сделано в разных странах мира?

Елена Груева: Да, они перед собой ставят такую цель. Наверное, где-то можно найти в каждом из жанров более сложные номера, но так приспособленные, так в едином стиле решенные, так соединенные друг с другом, наверное, трудно. И в этом их преимущество. Хотя я знаю, что есть у них другие шоу, мы видели их на дисках, куда более театрализованные или, скорее, больше похожие на балеты, с каким-то драматическим развитием, с развитием отношений, с психологией.

Марина Тимашева: Иными словами, получается, что если мы рассматриваем это как “новый цирк”, то те “новые цирки”, которые были представлены на Чеховском фестивале, “новее”?

Елена Груева: Я не могу этого сказать, потому что все они, в принципе, развивались из одного корня. Просто там, где есть возможность больше показать красоту цирка, как в этом шоу, они идут этим путем, там, где сама цирковая основа слабовата, люди развивают это в более театральную сторону, чтобы взять чем-то другим. Хотя, например, на последнем Чеховском фестивале показывали канадский спектакль “Тангенс”, это действительно серьезное художественное произведение, с идеей, с определенной атмосферой. Этот спектакль невозможно отнести ни к жанру цирка, ни балета, это какое-то пластическое искусство, завораживающее, очень серьезное и, даже, трагическое, можно сказать. А здесь - нет, это праздник, желание доставить удовольствие. Вот главная интенция этого шоу.


Марина Тимашева: Много народа?

Елена Груева: Я видела генеральную репетицию. Народ, тем не менее, заполнил все шапито. И, надо сказать, что тут были проблемы. Потому что был дождь, а охрана, которую надо проходить двум с половиной тысячам человек, еще организаторами не очень продумана, поэтому очереди были длинные, проходили они долго. Репетиция даже задержалась, хотя вообще это очень не свойственно "Дю Солей", они очень аккуратные и пунктуальные. Тут просто надо было организационно что-то додумать, учесть особенности нашего климата ( дальше же пойдут морозы), чтобы люди не мерзли, в ожидании этого чуда. А там, дальше - все очень красиво, чисто, организованно. Буфеты, сувениры… Все недешевое, но это зрелище изначально недешевое и билеты недешевые.