Исламский рынок: от талибарби до мусульманских банков

Ирина Лагунина: Исламские политологи и юристы однозначно говорят о том, что Ислам признает и поддерживает право человека на частную собственность. В Коране упоминаются налоги, право на наследие, запрет на кражу. Мухаммед говорил о том, что тот, кто умирает, защищая свою собственность, подобен мученику. Но если есть частная собственность, то есть и рынок – причем от банков до исламских товаров. Что представляет собой это явление? Рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Мусульманская Барби читает Коран и произносит на турецком суры. Длинный хиджаб, блестящие шальвары, красивые браслеты. Яркий внешний вид игрушки привлекает внимание детей, которые называют ее «Принцесса Шехерезада». Кукла достаточно умна и при этом достаточно дешева - чуть более десяти долларов. Встроенный механизм позволяет двигаться, проявлять эмоции, целовать руку старшим и даже петь несколько религиозных фраз. В канун Рамадана на юго-востоке Турции было продано несколько тысяч кукол производства местных фабрик. В магазинах почти что очереди выстраивались. Это – не единственный такого рода религиозный продукт для детей, и, по словам менеджера магазина игрушек Айше, они пользуются популярностью.

Айше: Родители считают, что религиозные игры очень полезны для детей. Появились игры исламской направленности для совсем маленьких: кубики с текстами из Корана и религиозными картинками, исламская монополия, которую адаптировали в Турции с арабского языка. Дорога игроков ведет в рай и усеяна разными трудностями и испытаниями нравственного характера. Дети помогают попавшим в беду. На пути им встречаются разные преграды, и надо знать Коран, суры, чтобы преодолеть их и не попасть в «Джехеннем», то есть в ад. В ближайшем времени планируют адаптировать арабскую игру для подростков «Паломничество к Каабе», в которой игрок продвигается вперед с помощью изучения значений девяноста девяти имен Аллаха.

Елена Солнцева: Магазины исламских товаров. В Стамбуле их около ста, в основном, в религиозных районах в европейской части города. Там продают одеяние для хаджа, женские головные уборы - хиджабы, сурьму, коврики для намаза, арабские духи на масляной основе без содержания спирта, одежду исламских дизайнеров. Со страниц турецких гламурных журналов смотрят манекенщины в исламских платках разных форм и расцветок, от по-прежнему популярного в этом сезоне фиолетового до ярко красного и зеленого цвета ислама. (yenimoda.bolgspot). В минувшем сезоне турецкие модельеры запустили в оборот новый термин «Неохиджаб», означающий стиль одежды верующей модницы. «Современная мусульманка ничем не отличается от остальных женщин, - пишет консервативная газета «Радикал», - играет на гитаре, курит кальян, влюбляется, ведет активный образ жизни. Мусульманская одежда - вопрос не только веры, но и современного вкуса». Образ женщины в хиджабе, с закрытым наполовину лицом, использует правительство для привлечения новых служащих. Активная рекламная кампания организована правящей исламистской партии Справедливости, которую шутя называют партией «платочников». Спрос на хиджабы взорвал турецкий рынок. К постоянным покупательницам – женщинам более старшего возраста - прибавились совсем молодые студентки. В одном из религиозных стамбульских районов Фатих в минувшем году было продано более миллиона комплектов мусульманской одежды. Законодательницей стиля в этой области называют первую леди Турции Хайрунису Гюль, жену президента Турции, которая появляется в свет в исламской одежде. Рафинированные наряды турецкой леди не раз отмечала международная пресса. Турецкий модельер Дилек Ханиф создает модели как для светских, так для и верующих женщин.

Дилек Ханиф: В этом сезоне спрос на мусульманскую одежду увеличился на тридцать процентов. Мусульманки избегают ярких цветов, предпочитают лиловый, серый, коричневый, зеленый, цвет ислама, который разбавляют разными оттенками кто во что горазд, Мы разработали джинсы, которые сделаны специально для мусульман, - в них удобно молиться. Джинсы скроены особым образом, чтобы не стеснять движения при совершении намаза:высокая талия, свободные, широкие брюки, большие карманы. Такой покрой очень удобен во время молитвы. Швы прострочены зеленым цветом ислама. Джинсы уже были разрекламированы по всей стране. Однако это вызвало недовольство многих религиозных деятелей, которым особенно не понравилось то, что мы хотели вышить слова из Корана на задних карманах. Муллы посчитали, что эта модель оскорбляет религиозные чувства верующих.

Елена Солнцева: «Опытный мулла прочитает на дому любые молитвы. Цена договорная». Такие предложения изредка появляются среди частных объявлений в турецких газетах. Перечень религиозных услуг разнообразен и меняется в зависимости от сезона и требований заказчика. Летом обычно совершают обряд свадеб, в начале осени –обряд обрезания « сюннет». С муллой не принято торговаться, однако в каждом городе существуют твердые таксы. Молитва на дому - около семидесяти долларов, исламский обряд сватовства «нишан» - около двухсот, обрезание «сюннет» около ста пятидесяти долларов. Заполучить священнослужителя домой до последнего времени было непросто – слишком много желающих. Так что не странно, что появлялись и жалобы. Стремясь как можно больше заработать, иные нерадивые муллы небрежно относятся к своим обязанностям: устраивают для клиентов укороченный намаз, сокращают время молитвы. Сейчас же экономический кризис не помогает заработку. Шестидесятилетняя жительница Стамбула Айше:

Айше: Когда умер муж, я позвала шесть человек: три священнослужителя и несколько помощников. Заплатила, помню, около тысячи долларов. Это была довольно большая сумма. Теперь уже так никто не делает. Дорого. Зовут одного человека почитать молитву и сами молятся, читают Коран.

Елена Солнцева: Интернет пространство – рай для верующих. На сегодняшний день в Турции действуют несколько тысяч исламских веб-сайтов. Можно бесплатно скачать аудио, услышать азан из разных городов мира, прослушать лекции, проповеди на арабском, английском, турецком. Ассортимент исламских магазинов он- лайн способен удовлетворить вкусы самых требовательных верующих. Лечебные травы из Мекки, коврики для молитв, DVD с исламскими фильмами. В сети можно узнать о новинках исламской моды и разных знаменитостях, принявших ислам, среди которых, например, ныне покойные океанолог Кусто и Майкл Джексон. Религиозные авторитеты отвечают на вопросы сомневающихся верующих, например о том, может ли мусульманин работать в неисламском банке или делать пластическую операцию? Одна из последних услуг – обращение в исламскую веру. Достаточно кликнуть мышью, произнести «исламское свидетельство» на арабском и вписать свое имя в форму. О влиянии этого вида услуг - редактор молодежного интернет-сайта Ардан Эркен

Ардан Эркен: За всю историю существования сайта таких новообращенных с помощью Сети мусульман насчитывается не так уж и много. Большинство верующих не очень серьезно относятся к подобным нововведениям. Формулу надо произносить с верой в сердце, а в сети трудно проверить, что на самом деле говорил и делал человек. Многие исламские авторитеты негативно относятся к подобным инициативам.

Елена Солнцева: В канун мусульманских праздников традиционно повышается спрос на исламскую музыку. На этом тоже пытаются сделать бизнес и славу. Накануне праздника жертвоприношения Курбан-байрам в минувшем месяце, сообщают турецкие средства информации, было продано около трех тысяч дисков довольно спорного исламского музыканта Таянча. Дебютный альбом музыканта «Подобно дельфину» был выпущен в минувшем году и сразу же развязал дебаты о том, как подлинные элементы традиционной культуры вписываются в рок-музыку. Музыкант утверждал, что играет так называемый суфийский рок, который отражает представления древних исламских мудрецов суфиев о слиянии и единении Аллаха со всеми частями бытия: морями, горами, скалами, деревьями, людьми. Как истинный мусульманин композитор не чурался использовать нашиды – исламские гимны, сочинения известных мусульманских поэтов в сопровождении тростниковой флейты.
Музыку, однако не приняли как последователи рок культуры, так и представители исламских кругов. Рокеры утверждали, что она пропагандирует религию, которая далека от свободы. Последователи ислама критиковали слишком необычные, чуждые, по их мнению, исламу нетрадиционные музыкальные формы. Исполнитель рок музыки Таянч:

Таянч: Традиционный рок пропагандирует наркотики и анархию. В восьмидесятые годы я так и думал. У нас была группа панк-рока в университете, я был плохим парнем, пил, курил и много времени потратил впустую. Теперь же я хочу построить мост между фанатиками рок-музыки и популяризировать рок-культуру среди религиозных. Я не рокер с традиционной точки зрения. Моя музыка не вписывается в идею рок-музыки. Я взял западную музыкальную форму, которую ранее использовал знаменитый пакистанский рокер Нусрат Фатех Али Хан и замечательные художники этнической музыки: Карлос Сантана, малазийская группа «Аль Фараби». На Западе люди дистанцируются от Бога , однако я полагаю, что человек должен быть близок к своей собственной религии. Религия –это мировоззрение. Вы сами определяете ограничение Вашей свободы. Говорят, что ислам запрещает алкоголь, но живущий ислам –это другое. Пророк принес людям свободу, освободил рабов, запретил ростовщичество, ведь ислам запрещает наживаться на других людях.

Елена Солнцева: Кстати, о ростовщичестве и банках. Один из самых известных исламских банков «Албарака тюрк» назван так в честь крылатого коня Албарака, на котором пророк совершил полет из Мекки к священному Иерусалиму. В Турции действуют более сотни отделений банка. Заходим внутрь одного из стамбульских офисов. Длинная очередь. Сорокалетняя служащая Айше недавно забрала свои вклады из обычного банка. «Экономический кризис заставил многих задуматься о том, что делать дальше,- говорит она. - Многие банки прогорели. Получить совсем недавно популярный кредит стало не так просто. Ужесточились условия, выросли процентные ставки, многие банки отказываются давать в долг». Сложившуюся ситуацию исламские банки используют в своих целях. Переманивают клиентов, заявляют, что настало время подумать о создании новой банковской системы, которая заботится о человеке. Принимая вклады, банковские работники уверяют, что деньги будут инвестированы в производство или в торговлю, а полученная прибыль разделена между банком и вкладчиком. Ведь главное изобретение исламской банковской системы - запрет на получение процента. Они так и называют себя «Фаизсиз», то есть «беспроцентные банки». Чтобы кредитовать своих вкладчиков, банк входит в капитал предприятия на определенных условиях раздела прибыли или убытков. Если компании не могут согласиться на предоставляемый банком кредит, то банк становится дольщиков, принимает участие в проекте, претендуя на долю в прибыли. Благодаря этому банк тесно связан со своими клиентами, что выгодно отличает его от обычного банка западного образца. Служащий исламского банка Ахмет:

Ахмет: И верующие, и немусульмане бегут из западных банков в поисках безопасной гавани, ведь исламские банки имеют иммунитет ко многим проблемам западного финансового мира из-за ограничений, которые накладывают на них нормы ислама . Исламские банки не были подвержены ипотечному кризису, с которого начался глобальный экономический кризис. Исламские банки демонстрируют большую надежность, а значит, будут приобретать популярность не только у мусульманской диаспоры и смогут занять лидирующее положение в мире. К тому же уже сейчас мусульман, по разным оценкам более полутора миллиардов человек.

Елена Солнцева: Исламский шоколад. Исламская жевательная резинка. Исламское печенье. Прилавки турецких магазинов завалены продуктами питания для мусульман. Все они готовятся по определенным стандартам, обозначаются специальной маркой "Халяль" и называются "халяльными". Особенность халяльных продуктов заключается в том, что в их состав не должны входить алкоголь и животные жиры. Ежедневно с конвейеров крупнейшей в Турции кондитерской фирмы «Улькер» сходят около семисот тонн сладкой продукции, изготовленной по канонам ислама. О здоровом питании мусульман в соответствии с Кораном и Сунной любит рассуждать хозяин торговой империи Мурат Улькер. Его состояние оценивается в полтора миллиарда долларов, что делает его одним из богатейших граждан Турции. Товары, производимые фирмой экспортируются в десятки исламских стран и даже в Саудовскую Аравию. Менеджер одного из региональных отделений компании Арслан Тургун.

Арслан Тургун: С конвейеров заводов вышла исламская кола под названием «Зем-зем Кола », которая постепенно теснит традиционную «Кока-Колу» с турецких рынков. Многие приверженцы светского стоя в Турции называют эту компанию исламистской, отказываются покупать продукцию, но фирма ориентируется не только на Восток , но и на западные рынки. Не так давно «Ульке»р купил одну из самых известных мировых марок Годива, швейцарский шоколад, который известен в десятках стран мира. Покупка такого мирового гиганта является одним из важнейших показателей стабильности фирмы.

Елена Солнцева: Тем временем в Турции все чаще слышатся призывы смотреть на Восток, а не на Запад. Постоянные неудачи в переговорах о вступлении Турции в Европейский Союз вызывают в стране растущую волну гнева в отношении Запада. В обществе царит разочарование. Многим туркам кажется, будто европейцы видят в них бедных родственников, исповедующих неправильную религию, которым совершенно нечего делать в высокообразованной европейской семье. Общественное мнение все больше поворачивается к мусульманским истокам, что отвечает общим настроениям правительств и властителей так называемого Большого Ближнего Востока. Например, чтобы ослабить зависимость от американского доллара, в торговых кругах вполне серьезно обсуждается вопрос о создании единой исламской валюты. План уже одобрен большинством исламских государств. Правда, пока не сошлись во мнении, что это будет - золотая лира или динар?