Александр Лебедев добавил лондонцам оптимизма

Купив Evening Standard, российский бизнесмен сделал газету бесплатной.

Продолжение цикла "Старейшая печать мира", посвященного британской прессе, – рассказ о лондонской вечерней газете Evening Standard. Чуть больше года назад её купил российский бизнесмен Александр Лебедев. Как изменилось издание с приходом нового хозяина?

Александр Лебедев приобрел Evening Standard в январе прошлого года по цене двух экземпляров издания, составлявшей тогда один фунт. Британские СМИ долго шумели по этому поводу. Высказывались разные мнения: одни возмущались тем фактом, что бывшие агенты КГБ дотянулись до самой свободной в мире печати; другие, более снисходительные, говорили, что наконец появилась надежда спасти умирающее издание. Вскоре после покупки у газеты сменился редактор, затем Standard увеличила тираж в два с лишним раза и сделалась бесплатной.

Постоянно сотрудничающий с Evening Standard колумнист Сэм Лит полагает, что превращение газеты в бесплатную – "по-настоящему интересная новость":

– Не будучи профессионалом в этих вопросах, не могу судить, правильный ли это шаг. Однако, как мне кажется, мысль им в голову пришла неплохая. Я знаю, некоторые восприняли такое развитие событий весьма мрачно, стали говорить: все, газета на последнем издыхании; вы продаете наше прошлое, как можно... Но я считаю, это было очевидное решение в условиях лондонского газетного рынка, насыщенного бесплатными изданиями. Процесс их распространения, идущий уже десять лет, сильно влияет на прессу в целом. Сначала появилась газета Metro, которая, насколько мне известно, приносит какую-то прибыль. Подобных изданий несколько, они насмерть бьются за читателей. Что до Evening Standard, эта газета очень заметно возвышается над остальными бесплатными. Тут играет роль само имя, но главное – в Standard куда больше вкладывается (я говорю о журналистском труде). Здесь появляются крупные имена – люди, которых ни за что не заманить в Metro. Понимаете, если мэр Лондона захочет написать статью, он отдаст ее в Evening Standard, – говорит Сэм Лит.

Evening Standard существует с 1827 года. Лондонцы привыкли узнавать из газеты не только о городских новостях, но и о том, что происходит в мире. В газете традиционно силен деловой раздел, где упор делается на Сити – а значит, и на весь финансовый мир. Помимо этого, имеется светская хроника, обзор культурных новостей, "Дневник лондонца", приложение о недвижимости, спортивные страницы. В свое время газета была инициатором ряда протестов и общественных кампаний. В ней появлялись неприятные для правительства факты о ходе войны в Ираке, критика Кена Ливингстона в бытность его мэром города. Standard всегда воспринимали как серьезное издание, где не боятся писать на самые больные темы.

Новое руководство решило задать более жизнерадостный тон. С этой целью в мае была проведена рекламная кампания под лозунгом "Извините". На постерах красовались фразы в духе "Извините за то, что мы отстали от жизни", "Извините за негативный подход". Критика не заставила себя ждать. "Извинения за прошлое, напоминающие о советских показательных процессах", "обещания хороших новостей в стиле "Правды" – такими определениями награждали рекламную кампанию оппоненты.

Подобно большинству, Сэм Лит считает, что газета определенно сделала шаг в направлении "облегченной журналистики".

– С приходом команды Лебедева Standard явно пошла по этому пути. Главный редактор, Джорди Грейг, говорил о намерении сделать газету более оптимистичной, что, по-моему, удалось. Появилось больше остроумия, стилистической легкости, – констатирует Сэм Лит.

Еженедельная колонка, которую ведет Лит, печатается в разделе "Комментарии". Обычно она посвящена паре свежих новостей. Так, узнав о сотрудничестве "Гугла" со службами охраны правопорядка, Лит написал статью под заголовком "Идеальное шпионское оружие". По его мнению, будущее, в котором некуда спрятаться, уже наступило – пользователи "Гугла" и социальных сетей не могут больше рассчитывать на приватную жизнь. В другой, более развлекательной части колонки журналист рассуждает о том, как певице Шакире удается одновременно позировать для мужских журналов и цитировать Руссо. "Это и есть реальная постфеминистская позиция, – пишет Лит. – Меня волнует одно: могу ли я как мужчина засматриваться на фото Шакиры в исподнем, не теряя своего статуса защитника прав женщин?"

Возвращаясь к разговору о принципах распространении газеты, Сэм Лит рассуждает так:

– Мне кажется, решение распространять Evening Standard бесплатно было продиктовано примерно следующими соображениями: "Рынок таков, что наши тиражи и реклама не выдерживают конкуренции с Интернетом и бесплатными изданиями, заполонившими собой все. Но если Evening Standard станет бесплатной, если у человека будет выбор: взять бесплатно настоящую газету или эту чушь, то человек возьмет настоящую газету. Если добиться тех же тиражей, что у бесплатных газет, при этом сохранив качество материалов, собрав воедино всех рекламодателей, то читатели предпочтут нашу газету всем остальным бесплатным, а те исчезнут сами собой". Думаю, идея руководства в том, чтобы захватить монополию. Ведь когда-то Standard действительно держала монополию в Лондоне; теперь это не так. Они надеются, что через пару лет останутся единственной стоящей газетой в городе...

Исчезновение, хотя бы частичное, бесплатных газет наверняка стало бы вкладом в дело сохранения окружающей среды. Кто бы ни победил в этой борьбе количества с качеством, жители города надеются, что столица хоть немного очистится от бумаги, валяющейся повсюду в час пик.

Если Evening Standard достигнет былого статуса, возможно, и те, кого поначалу шокировал новый порядок, привыкнут к переменам. В день, когда газету впервые раздавали бесплатно, кто-то из лондонцев порадовался давно забытой картине: "Еду в метро, а вокруг все читают Standard – прямо как в старые добрые времена".


Другие публикации цикла "Старейшая печать мира":

Британская пресса не боится цензора – боится судьи;

Spectator жаждет новой крови;

Когда критика дороже похвалы;

Мало денег – много идей


(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)