Кадровые зачистки и мрачные прогнозы

Российский министр спорта Виталий Мутко своего поста после Олимпиады-2010 пока не лишился

Почему практика кадровых зачисток Дмитрия Медведева дала сбой на спортивных функционерах? Отчего Олимпиада в Ванкувере вызвала куда меньше интереса отечественных телезрителей, чем прошлые игры в Турине? Что ждет российских олимпийцев в Соци-2014? Эти вопросы интересуют российскую спортивную прессу.

Журнал "Русский репортер" задается вопросом: почему практика кадровых зачисток Медведева дала сбой на спортивных функционерах?

В среде российских чиновников зреет недовольство жесткой кадровой политикой президента. Министр спорта Виталий Мутко не прислушался к его требованию уйти в отставку. Он остался на посту, заручившись поддержкой Владимира Путина. Может быть, и у других кадровых решений, которые может позволить себе президент, есть границы?

Дмитрий Медведев должен быть признателен главе Олимпийского комитета Леониду Тягачеву. Не уйди в отставку хотя бы он, афронт спортивных функционеров был бы полным. Но и без того разница между пафосом заявления президента и его последствиями очевидна. "Ответственные лица должны будут принять мужественное решение и написать заявления, — сказал Дмитрий Медведев, оценивая выступления российской сборной в Ванкувере. — Если не смогут, мы им поможем".
Министерство спорта образовано полтора года назад, реально работает только год. За год развалить спорт невозможно!

Виталий Мутко не смог. Но "помощи" президента решил не дожидаться, а нашел ее в другом месте — в кабинете премьер-министра. Своим боевым настроем главный спортивный начальник поразил еще в аэропорту, только прилетев из Канады. "Министерство спорта образовано полтора года назад, реально работает только год. За год развалить спорт невозможно! — заявил он на телекамеры. — Что касается меня, то я совершенно спокойно уйду, но, выиграет ли от этого спорт, я не знаю". Обратила на себя внимание прежде всего интонация — Мутко плохо скрывал раздражение.

По сути, это было раздражение не Мутко, а значительной части российских чиновников. За восемь лет президентства Путина они привыкли совершенно к другой кадровой политике.

— Путин все делал осторожно. После какого-нибудь неприятного события все ждут отставки, а он если и снимает человека, то спустя несколько месяцев, — объясняет "РР" директор Института политических исследований Сергей Марков. — Такой стиль кадровой политики был ему нужен для того, чтобы ограничить влияние общества на внутриполитические процессы. Показать, что не общество влияет на ситуацию, а сама власть. И общественное мнение ушло на второй план.

Принципом "своих не сдаю" характеризуют кадровую политику Путина практически все эксперты. В ее рамках даже отставка никогда не была опалой, а лишь переводом на другую, менее приметную должность. "Я отчетливо понимаю, что другие, пришедшие на место уволенных, будут такими же, как и их предшественники: кто-то будет знать суть проблемы хуже, кто-то лучше, кто-то вообще ни в чем разбираться не будет. В итоге же получится то же самое, что и было, если не хуже", — объяснял сознательный выбор такой политики сам Путин в колонке "Почему трудно уволить человека", написанной для журнала "Русский пионер".

Медведев выбрал другой путь — жестких оргвыводов как реакции на любое событие, имеющее общественный резонанс. При этом "запасной аэродром" готовят лишь в исключительных случаях, рассчитывать на него могут разве что губернаторы-старожилы, знающие, что как минимум без кресла сенатора их не оставят. Остальным поражение в правах и влиянии почти гарантировано.

Такое различие подходов к кадровой политике провоцирует вопрос: это согласованная с Путиным позиция или самостоятельная игра Медведева, его попытка создать лояльное аппаратное большинство?

— Ведь на места путинских людей Медведев сажает своих, пытается создать свой круг управленцев, — отмечает президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. — Неизвестно, как далеко позволят ему зайти в этом направлении.

То, что границы у кадровых и управленческих решений Медведева существуют, можно было и раньше догадаться. Так, явно под покровительством премьер-министра находится глава МВД Рашид Нургалиев.

— Медведев им сильно недоволен, но отправить в отставку пока не может, — поделился недавно с корреспондентом "РР" человек из окружения президента.

Явно половинчатые решения принимает президент и по поводу судьбы госкорпораций, к которым относится крайне скептически, — будь у него развязаны руки, он наверняка бы их давно ликвидировал.

Взяв "на поруки" Виталия Мутко, премьер-министр, похоже, дал понять президенту, что тот вышел за границы договоренностей. А другие чиновники получили недвусмысленный сигнал: они тоже могут рассчитывать на защиту. Как минимум те, чье увольнение находится в компетенции главы правительства.

Понимая, насколько ограниченны возможности Медведева, чиновники не могут устоять перед искушением открыто с ним полемизировать, пусть и не прямо. И демарш Мутко не единственное тому свидетельство. На следующий день после заявления министра спорта Юрий Лужков в программе "Лицом к городу" на телеканале ТВЦ комментировал ситуацию вокруг сноса поселка "Речник": "Столько кваканья вокруг “Речника”! Специалисты, население, владельцы домов — все это смешалось в систему, которая имела свои черты, в том числе и опасные для государства". Отсутствие президента в списке "квакающих" никого не обмануло, ведь именно он поручил Генпрокуратуре проверить законность сноса построек в поселке, и эта проверка тут же выявила нарушения, которые как минимум в нескольких случаях ставят под сомнение законность действий судебных приставов. И причина раздражения Лужкова все та же — приближающееся окончание срока его полномочий.

— Все затаились, ждут, что в случае чего их, возможно, спасет премьер-министр. Такая система не может существовать долго, — констатирует Александр Коновалов. — Вертикаль не может быть с двумя вершинами, поэтому такая политика должна привести к явному результату. Во-первых, вертикаль может возглавить Медведев. Такой исход возможен, если он успеет создать свой круг, пока Путина вновь не выдвинут кандидатом в президенты. Во-вторых, вертикаль может вообще рухнуть. Тогда непонятно, кто придет к власти, как это не было ясно в 90-е.

В любом случае опасности тихого неповиновения чиновников Медведеву очевидны. Девальвация слова президента приведет к девальвации его репутации и влияния. Последний раз такое случалось с президентом СССР Михаилом Горбачевым.

* * *

Антон Орех на сайте "ЕЖ" оценивает перспективы Олимпиады в Сочи за четыре года до старта.

Что касается возникающих разговоров о необязательности выигрыша домашних Игр в общем медальном зачете, то на соревнования такого уровня выходят не для того, чтобы пропотеть, а для того, чтобы победить. Поэтому Россия в Сочи должна быть в числе лидеров". Так сказал Владимир Владимирович на заседании в Белом доме в присутствии Жукова, Козака, Кудрина, Набиуллиной, Голиковой, Мутко и десяти руководителей "зимних" спортивных федераций. Эти слова Путина подвели итог под выступлением "родных наших" в Ванкувере и как бы дали старт к подготовке к домашней Олимпиаде.

На самом деле эти слова, возможно, стали приговором. Который будет приведен в исполнение не сегодня, но через четыре года, когда придется подводить итоги главного международно-показательного проекта России…

В зимней олимпийской программе 15 видов спорта. Мы не раз слышали про утерянные позиции и традиции советского спорта, подразумевалось, что это сейчас у нас развал, но когда-то всё было круто. И действительно: из 15 видов спорта мы, начиная с дебютного 1956 года, завоевывали медали в 14. Кроме кёрлинга. Но он и в программу-то вошел недавно, в 1998. Однако, если "взглянуть вооруженным глазом", то мы увидим, что из 14 видов спорта, где у нас были медали, золото было только в восьми, то есть всего в половине. Это значит, что в другой половине олимпийской программы никаких победных традиций у нашей страны нет! Для справки перечислю: горный лыжи, двоеборье, скелетон, сноуборд, фристайл, шорт-трек и упомянутый керлинг.

Но и это еще не всё. Из тех восьми видов, где мы хоть когда-то побеждали, есть трамплин и его единственная, она же золотая, медаль 1968 года, сани и единственное золото 1980-го, бобслей и единственное золото 1988-го. Осталось всего лишь пять видов из пятнадцати, где и советские, и российские спортсмены так или иначе регулярно побеждали и на которые рассчитывали и в Ванкувере: хоккей, лыжи, биатлон, коньки, фигурное катание – 120 золотых наград из 123! То есть мы можем сказать, что наш зимний олимпийский спорт даже в советские времена развивался отнюдь не всесторонне! Во многих видах программы в стране не было никаких традиций и никакого успешного опыта!

Однако мы же не занимали прежде 11-х мест, скажите вы. И будете правы. Бывало, что и общемедальный зачет выигрывали, причем даже в российские времена – в Лиллехамере-94. Откуда же взялось теперь 11-ое место? Если вы посмотрите еще раз на перечень тех видов, где мы не сильны, то обратите внимание, что не про каждый из них вы можете сказать, "о чем он". Скелетон? Шорт-трек? Керлинг? А в каждом есть подвиды, вроде хаф-пайпа, ски-кросса, борд-кросса. Даже если вы смутно представляете, чем занимаются спортсмены в означенных состязаниях, то внятно изложить правила вряд ли сумеете. Так вот весьма смутное представление об этих молодых дисциплинах имеют не только болельщики, но и сами спортивные начальники.
Мы прохлопали новые веяния в мировом спорте (что, кстати, вообще характерно для нашей жизни – постоянно все прохлопывать, отставать на шаг, на этап, на поколение). И советское наследие тут вообще не при чем

Последние два десятилетия вектор развития профессионального спорта изменился. Огромную популярность завоевали "молодежные" и экстремальные виды спорта. Они собирают море участников, на них охотно идет публика, их любят телевидение и спонсоры. И как следствие — они проникают в олимпийскую программу. А мы это дело проморгали. Смеялись, называли несерьезными развлечениями, подозревали в лоббизме то американцев, то азиатов, то еще кого-то. Это же касалось и новых видов в классических разделах спорта, например, лыжного спринта. Его тоже считали несерьезным, недостойным внимания. Но серьезный или нет, молодежный или старческий, древний или новый – для медального зачета нет разницы! Если ты сноб, развивай старые добрые дисциплины и гордись собой, но о мировом лидерстве не думай – тут все просто. Вот хорошо, что нашелся у нас талантливый тренер Юрий Каминский, чьи лыжники-спринтеры и добыли все наши лыжные медали Ванкувера и треть всех олимпийских наград вообще. А в классических лыжах – ноль.

Мы прохлопали новые веяния в мировом спорте (что, кстати, вообще характерно для нашей жизни – постоянно все прохлопывать, отставать на шаг, на этап, на поколение). И советское наследие тут вообще не при чем. И лихие 90-е тоже. Потому что и в последние годы здесь нет особых перемен. Но мы попутно действительно отступаем и с прежних крепких позиций в той большой пятерке видов, которые кормили нас медалями. И отступление это началось тоже давно. В коньках из 27 золотых медалей, например, 15 были выиграны на первых трех Олимпиадах, то есть до 1964 года! Мужчины-лыжники на классических дистанциях не входят в число лидеров с 80-х годов. Падает уровень наших спортсменов, а параллельно растет уровень конкуренции. Раньше считалось, что лыжи – это русские и Северная Европа. А теперь это и Франция, и Швейцария, Германия, Италия, Словения, Чехия, Польша!

И вот теперь мы возвращаемся к тем словам, которые сказал Путин. И задаем простой вопрос: каким образом мы собираемся выигрывать в Сочи? Можно ли за четыре года добиться успеха в тех видах спорта, которые не развивались на чемпионском уровне вообще никогда? В "новых" видах спорта, мировой прорыв которых мы профукали? В "технических" видах спорта, условий для которых в стране до сих пор нет? Канадцы получили огромное преимущество у себя дома, потому что трассы, треки, катки были им знакомы, они могли круглогодично на них тренироваться. Может, их чемпионы на других трассах ничего и не добьются, но Олимпиада-то проходила на ванкуверских, известных им очень хорошо.

Ну а мы, когда построим Сочи? То есть я не сомневаюсь, что построим, но это желательно сделать не к моменту зажжения олимпийского огня, а заранее, иначе никакого преимущества своего поля у российских спортсменов не будет. Получается, что всё будет зависеть от скорости строителей и от способности биатлонистов, лыжников, фигуристов "выиграть всё", взять максим возможного в тех видах, где нам хотя бы есть откуда стартовать к медалям. Возможно ли такое? Теоретически да. А вот практически…

Поэтому я и говорю, что очень не завидую спортивным начальникам в ближайшие четыре года и особенно весной 2014. Тягачев нынче легко отделался, он успел вовремя "свинтить". Пускай ему теперь плюют в спину (и, кстати, правильно делают), но мне кажется, что на его место теперь охотно придет или неисправимый романтик, или откровенный жулик, которому будущий вероятный позор окупят распиленные миллиарды, которые швырнут в сочинскую топку ради пресловутого общекомандного первенства.

* * *

Олимпиада в Ванкувере вызвала куда меньше интереса отечественных телезрителей, чем прошлые игры в Турине – констатирует сайт "Газета Ру". Виной этому ночные трансляции и откровенно слабые результаты отечественной сборной. Проиграть могут спонсоры и телеканалы, транслирующие Олимпиаду.
Олимпиада-2010 оказалась не в фаворе у российских любителей спорта, значительно отстав от игр в Турине по числу зрительских симпатий. Причем это касается всех видов спорта без исключения

Олимпиада-2010 оказалась не в фаворе у российских любителей спорта, значительно отстав от игр в Турине по числу зрительских симпатий. Причем это касается всех видов спорта без исключения. Так, по предварительным данным TNS Gallup Media, наиболее популярным у телезрителей был биатлон (гонка преследования, индивидуальная гонка, спринт), который посмотрели 6,4% населения крупных российских городов. На прошлых зимних Олимпийских играх в Турине за биатлоном следили на 2% больше — 8,5% граждан.

Следующим по рейтингу в Олимпиаде-2010 стал хоккейный матч между Россией и Словакией, который посмотрели 6,1% жителей российских городов. На этих играх после неудачной игры с Канадой наблюдать игру отечественной сборной телезрителям больше не придется.

Для сравнения: на Олимпиаде-2006 хоккей (на этот раз матч между Россией и Латвией) занял первую сточку рейтинга — ему отдали предпочтение 9,1% населения.

Затем в текущем олимпийском рейтинге следуют трансляции лыжного спорта — 4,1% населения, в 2006 году на долю этого вида спорта пришлось 7,3% зрительского внимания. Трансляции фигурного катания в 2010 году привлекли внимание 3,5—3,6% выборки TNS. Замыкают топ зимних Олимпийских игр в Ванкувере соревнования по горным лыжам среди женщин на Первом канале: их рейтинг — 2,5%. В 2006 году на последнем месте рейтинга зимней Олимпиады был конькобежный спорт среди женщин — 4,4%.

Рейтинги олимпийских телетрансляций из Ванкувера оказались существенно ниже из-за неудобного времени эфиров, которые почти все проходят глубокой ночью, и откровенно слабых результатов сборной.

В этом году в копилке отечественной сборной, пока занимающей лишь десятое место в командном зачете, всего тринадцать наград: три золотые, четыре серебряные и тринадцать бронзовых. В Турине же из двадцати двух медалей российской дружины, тогда оказавшейся четвертой по числу наград, восемь были золотыми, шесть — серебряными и восемь — бронзовыми.

Хотя число российских спонсоров Олимпиады даже увеличилось по сравнению с прошлыми играми с четырех до шести, а число спонсорских роликов и заставок увеличилось в 1,6 раза, прежнего внимания телезрителей они все равно не получат, отмечают эксперты. Нельзя исключать, что из-за меньшей популярности нынешней Олимпиады у российских зрителей доходы каналов также могут оказаться несколько ниже аналогичных показателей по итогам предыдущих Игр, говорит Максим Клягин из УК "Финам Менеджмент".

Тем не менее во всех смыслах неудачная для России Олимпиада-2010 на интересе зрителей и рекламодателей в дальнейшем сказаться не должна. "Реклама в олимпийских трансляциях хорошо продается, поскольку эти эфирные события традиционно вызывают повышенный зрительский интерес. Внимание зрителей — величина переменная, в течение каждой Олимпиады оно может меняться в ту или иную сторону, но, как правило, на момент начала Олимпиад все рекламные возможности уже распроданы", — говорит заместитель пиар-директора группы компаний "Видео Интернешнл" Елизавета Свиридова. Следующие же зимние Олимпийские игры, которые пройдут в Сочи, напротив, должны вызвать повышенное внимание российских любителей спорта, надеются эксперты.