"Набукко" в условиях комфорта

Рейнхард Митчек: "Проект будет осуществлен в срок".

В начале марта парламент Турции одобрил межправительственное соглашение о прокладке газопровода "Набукко" по территории страны. "Набукко" должен обеспечить поставки газа в Европу, альтернативные российским. Ситуацию вокруг этого проекта комментирует управляющий директор "Набукко" Рейнхард Митчек.

- Турция последней из пяти стран, по территории которых пройдет газопровод, ратифицировала межправительственное соглашение. Другие страны - участники проекта – Болгария, Румыния, Венгрия, Австрия – уже сделали это. Для "Набукко" включен зеленый свет?

- Межправительственное соглашение – важный документ, поскольку он предоставляет юридически единообразный транспортный режим для всех пяти стран, по которым пройдет "Набукко". А это исключительно важно для транснационального трубопровода, каким является "Набукко". Это соглашение было подписано в виде договора, то есть стоит над национальными законодательствами этих пяти стран. При этом договор подписан сроком на 50 лет, что обеспечивает чувство комфорта, безопасности и надежности для инвесторов, банкиров, а также для поставщиков.

- Чувствует ли компания-оператор "Набукко" больше уверенности в том, что газа для заполнения трубы теперь точно хватит?

- К счастью, у проекта очень активные акционеры: немецкая RWE, действующая в Азербайджане и Туркмении; австрийская OMV, работающая в Азербайджане и Ираке; венгерская MOL, сотрудничающая с Ираком. Так что я чувствую себя абсолютно уверенно. Я абсолютно убежден, что мы не только сможем изначально (с 2014 года. – РС) подавать по трубе от 8 до 10 миллиардов кубометров природного газа в год, но и очень быстро выйдем на максимальную запланированную мощность – в 31 миллиард кубометров ежегодно.

- Еще одна хорошая новость для "Набукко" пришла в начале марта из Еврокомиссии. В прошлом году в результате того, что Россия в пылу спора с Украиной перекрыла поставки газа в Европу, Еврокомиссия выделила 1,5 миллиарда евро на развитие энергетической инфраструктуры Евросоюза. Тогда 200 миллионов из этой суммы получил проект "Набукко". В начале марта ЕС выделил на развитие энергетической инфраструктуры еще 2 миллиарда 300 миллионов евро. Рассчитывает ли оператор проекта получить часть из этих денег в свое распоряжение?

- Пока мы исходим из 200 миллионов евро. Но я бы хотел подчеркнуть, что финансирование проекта в принципе не является проблемой. Однако в преддверии окончательного решения инвесторов иметь поддержку в виде таких фондов исключительно важно. И чем больше, тем лучше. Мы проверим, сможем ли мы увеличить сумму в 200 миллионов, но пока мы исходим из нее.

- Каким будет следующий шаг в продвижении "Набукко"?

- Мы объявляем тендер на поставки материалов и строительные работы и открываем сезон предложений по системам транспортировки для участников рынка. И то, и другое произойдет этим летом. Возможно, в сентябре.

- Так что же с идеей соединить "Набукко" и проект российского газопровода "Южный поток"?

- Не хочу комментировать подобные спекуляции. Мы сейчас делаем все, чтобы правильно начать проект "Набукко". Мы знаем, что и с коммерческой, и с технологической стороны реализовываться этот проект будет в условиях жесткого соревнования. Мы знаем рынок. Мы уверены, что проект будет осуществлен в срок, что мы уложимся в бюджет. А любое изменение в планах – это предмет обсуждения и решения акционеров.

Подготовлено по материалам программы Ирины Лагуниной "Время и мир"